Гидросамолеты на Мальдивах используются очень активно — такова особенность этой страны-архипелага из более, чем 1100 островов в составе 26 атоллов.
Почему на Мальдивах используют именно гидросамолеты?
Около 200 островов мальдивского архипелага обитаемы, и возможность перемещения между ними крайне важна для страны. Казалось бы, для этого можно обойтись морским транспортом…
Однако, нужно учесть протяженность архипелага 750 км с юга на север и 120 км с востока на запад. Быстрое перемещение на такие расстояния на кораблях или лодках невозможно.
Обычные самолеты в случае с Мальдивами не всегда могут стать альтернативой морскому транспорту, так как размеры большинства островов недостаточны для строительства аэродромов. Сейчас Мальдивы располагают аэропортами лишь на 5% обитаемых островов. Едва ли эта цифра существенно увеличится.
В такой ситуации гидросамолеты (гидропланы), позволяющие взлетать и приземляться на воду, являются идеальным вариантом для быстрого перемещения между островами.
Вид на Мальдивы из иллюминатора гидросамолета:
Есть и дополнительный фактор, благоприятствующий использованию гидросамолетов. Хоть на Мальдивах и бывают штормы и волны, но они не сильные, и явление это не частое.
Казалось бы, альтернативой гидросамолетам могут быть вертолеты. Однако они почти в два раза дороже в эксплуатации и вдвое больше стоят.
Цена трансфера на гидросамолете на Мальдивах
Разумеется, гидросамолеты активно используются для организации трансферов из столицы Мальдив (Мале) на другие острова архипелага (в основном — на резорты).
Главный минус трансфера на гидросамолете — его стоимость.
Во время нашего путешествия на Мальдивы мы воспользовались гидросамолетом для трансфера из Мале на остров Кудафолуду, в Nika Island Resort. В этом отеле-резорте, а также российский турагентствах, продающих туда туры или просто размещение, полет на гидросамолете преподносят как безальтернативный способ добраться на остров. По факту это не совсем так.
В ноябре 2022 мы заплатили за этот трансфер 27600 руб (445$). Это цена за двоих взрослых в одну сторону. С собой можно было взять багаж из расчета 20 кг, плюс 5 кг ручной клади на одного человека. Речь идет о полете на расстояние 84 км.
В процессе подготовки к поездке на Мальдивы я столкнулся с тем, что некоторые российские туроператоры соглашались произвести бронирование в Nika Island исключительно на условии одновременной покупки трансфера на гидросамолете туда-обратно. Меня это не устраивало, так как из Nika Island мы собирались не возвращаться в Мале, а переплыть на катере на соседний локальный остров Бодуфолуду. Пришлось поискать компанию, готовую продать пакет с трансфером в одну сторону.
Кстати, когда сравниваете цены на проживание на мальдивских резортах у разных операторов, в первую очередь посмотрите, включена ли туда стоимость трансфера. Одни агентства или операторы включают в цену трансфер сразу, а другие — нет. Учитывая высокую стоимость трансфера на гидросамолете, сравнение цен на резорты без учета этого фактора будет не репрезентативным.
В ноябре 2023 стоимость трансфера на гидросамолете по маршруту Мале — Nika Island — Мале на одного взрослого составляет 390$, а на ребенка от 2 до 12 лет — 195$.
Эту сумму можно заплатить в отеле, если вы каким то образом забронировали проживание в Nika без трансфера. В таком случае нужно минимум за 4 дня до даты визита самостоятельно связаться с отелем и договориться, чтобы они забронировали вам места в гидросамолете.
Можно ли забронировать трансфер на гидросамолете на Мальдивах напрямую у авиакомпании?
Увидев, насколько дорог трансфер на гидросамолете на Мальдивах, я решил попробовать купить его подешевле. Первая пришедшая мне в голову мысль: “Если трансфер так дорог при его заказе через отель или агентство, возможно причина в том числе в их агентской комиссии? Что, если купить билет напрямую у авиакомпании? Может быть это будет дешевле?”
Увы, я ошибался.
Как выяснилось, большинство использующихся для трансферов гидросамолетов на Мальдивах относятся к одной компании — Trans Maldivian Airways (TMA). В 2013 TMA поглотила своего единственного конкурента — Maldivian Air Taxi, и стала почти монополистом на местном рынке. Ну а как влияет монополизм на цены, известно.
Я нашел информацию об еще одной мальдивской авиакомпании с флотом гидросамолетов — Manta Air. Однако у нее минимальное количество обслуживаемых направлений, для TMA это не конкурент.
Проблема не только в монополизме, а еще и в подходе к организации продаж. TMA передала бронирование и продажи билетов в руки резортов, на которые летает.
Купить трансфер напрямую у Trans Maldivian Airways возможно лишь, если вы готовы выкупить целый рейс (чартер). А если у вас, как и у большинства туристов, нет такой возможности / необходимости, то бронирование места возможно только через резорт.
Используемые гидросамолеты. Безопасность
Поглотив Maldivian Air Taxi, TMA стала мировым лидером в сфере перевозок на гидросамолетах! Сейчас ее флот насчитывает 61 поплавковый гидросамолет De Havilland Twin Otter.
Эта модель представляет собой модификацию самолета традиционного типа канадского авиапроизводителя De Havilland. Двухмоторный самолет с 15 местами для пассажиров был разработан еще в середине 1960-х. За почти 60 лет эксплуатации модели она изучена “вдоль и поперек”, и с технической точки зрения считается весьма надежной.
Полет на гидросамолете на Мальдивах вдвойне безопасен по сравнению с обычным самолетом, ведь при неисправности двигателя можно сесть практически где угодно. Пространство под вами во время полета — одна сплошная “посадочная полоса”.
Гидросамолеты TMA попадали в аварии с момента основания компании лишь четыре раза. Во всех случаях обошлось без жертв. Серьезные травмы были лишь в одном случае.
Как происходит трансфер на гидросамолете из Мале: встреча
Теперь о том, как на практике выглядел трансфер в нашем случае.
Мы прилетели из Москвы в столицу Мальдив на рейсе Аэрофлота утром в 09:30. С собой в ручной клади были чемоданы до 10 кг и рюкзаки, обошлись без багажа. Таможню прошли быстро, вообще без нюансов, даже вспомнить об этом нечего.)
Поскольку трансфер и проживание в Nika Island Resort я покупал через туроператора, на выходе из аэропорта мы стали искать их представителя. Русскоязычная сотрудница с соответствующей табличкой стояла на выходе из здания аэропорта, нашли ее сразу же.
Нас зарегистрировали, забрали чемоданы и отвели к микроавтобусу. На нем предстояло ехать в отдельный терминал, из которого отправляются гидросамолеты.
Процедура встречи произошла быстро, а сдача чемоданов на этом этапе была для нас неожиданностью. В итоге отдали не запертым чемодан, внутри которого был ноутбук.) Потом волновались по этому поводу, но в итоге все прошло хорошо — ни повреждений, ни пропаж не было.
При регистрации выдали вот такие посадочные талоны:
На посадочном не указано ни время вылета, ни номер ворот, ни конкретные места в самолете. Единственное указанное время — это когда был выдан талон.
Микроавтобус простоял в ожидании остальных пассажиров минут 10. Примерно столько же заняла последующая поездка.
Терминал для гидросамолетов в Мале
Новое четырехэтажное здание терминала ожидаемо стоит на берегу. По приезду мы поднялись на лифте на верхний этаж. Там есть стойка с сотрудниками, столы, стулья. Есть возможность купить перекус (цены высокие, нас хорошо покормили в самолете, поэтому тут желания есть не возникло).
В терминале раздается бесплатный Wi-Fi. Народа не много, в целом тут весьма комфортно.
Из помещения на этом этаже есть выход на просторную открытую лоджию со столами и стульями. С лоджии вид на участок моря, откуда отправляются в полет гидросамолеты:
Для нас, впервые оказавшихся на Мальдивах, вид с лоджии был очень впечатляющим. Мы впервые увидели мальдивское море вживую и не из иллюминатора. А еще и множество гидропланов, на одном из которых нам вскоре предстояло полететь! Столько предвкушений! Глаза у нас загорелись.)
Правда, вскоре появилось беспокойство из-за неопределенности. Непонятно было, когда полетим, кто, как и куда нас позовет. На вопросы персоналу ответ был один: “Wait, please!”. В обычном аэропорту ты знаешь свое время вылета, номер ворот, по табло можешь контролировать процесс. А тут просто находишься в помещении, ожидая чего-то и когда-то.
Уже не помню, как именно, но минут через 40-50 группу из более, чем 12 наших будущих спутников, созвали и предложили спуститься на первый этаж. Там находится комната, в которой происходит предпосадочное ожидание. В этой комнате нет столов, только ряды сидений. Окон нет. Показывают фильм по вопросам безопасности во время перелета. Стоит холодильник с бутилированной водой (бесплатно).
Тут же стало понятно, что наш гидросамолет полетит не только в Nika Island, а еще в одно или два места. Наша “остановка” будет первой, а часть пассажиров полетит еще дальше.
Посадка на гидросамолет
Ожидание в “шлюзе” продлилось минут 10. Затем нашу группу пригласили пройти к гидросамолету. В отличии от обычного аэропорта, нужно идти к самолету пешком. По первому разу это конечно интересно, на пирсе все такое необычное. К гидросамолету нас вел сотрудник авиакомпании.
Часть процесса посадки и полета я снял на видео:
Задержавшись для фото, мы не оказались у гидросамолета в числе самых первых. А зря. Как выяснилось, обзор лучше всего с передних сидений. Оттуда в кадр не попадает двигатель и главное — массивный кронштейн, идущий от крыла к поплавку.
Сидения за пассажирами не закрепляются, посадка происходит с двери в задней части. Поэтому впереди окажутся те желающие, кто заходил первым.
В гидросамолете по три сидения в ряду — одно слева, два справа. Мы расселись сзади, каждый прямо у окна.
Кстати, если сесть в первом ряду, пилоты будут от вас почти на расстоянии вытянутой руки. В отличии от обычных самолетов, тут все компактно, и двери в кабину пилотов как таковой нет. Можно наблюдать за их работой, тоже своего рода часть “шоу”:
Экипаж гидросамолета состоит из трех человек. Два пилота сидят в кабине, а еще один человек (назовем его “стюардом”) сидит в хвосте. Он занимается багажом, помогает пассажирам при посадке и высадке. Пилоты в форме, но брюки им разрешается заменять на шорты.)
Нюанс — когда заходишь в гидросамолет, рюкзаки и сумки настоятельно просят оставить у сотрудника в хвостовой части. Полок в салоне нет, так что иначе раскладывать все это действительно некуда. Я отдал сумку с кошельком, документами и фотокамерой. Учитывая, что мы сидели сзади, весь багаж находился в паре метров от нас, так что особо я за имущество не переживал. Кто переживает — заранее перед посадкой разложите ценные мелочи по карманам. Тут же, в общей куче с багажом, мы снова увидели наши чемоданы, сданные при регистрации.
Взлет
Конечно гидросамолет не начинает взлет прямо от точки посадки. Сначала заводят двигатели, и он проплывает до точки начала разгона. Может мне просто не терпелось поскорей взлететь, но время это процедуры показалось утомительно долгим. Шум от двигателей есть, и немалый, а посмотреть в окно толком не на что.) По факту выход на стартовую позицию занял минут 5.
Мне показалось, что в это время в салоне немного запахло выхлопом. Как только взлетели, запах прошел. Слишком жарко в салоне не было.
Полет над Мальдивами на гидросамолете
Как я уже писал, мы пролетели 84 км. Трансфер от момента посадки до выхода на пирс Nika Island занял примерно 45 минут, из них в воздухе мы были максимум полчаса.
Участки в виде цветных кругов на воде — это, насколько я понимаю, и есть то, что называется “атолл”:
Виды из иллюминаторов конечно шикарные. Вам очень повезет, если при приземлении или взлете в столице Мальдив на обычном самолете вы увидите хотя бы 10% той красоты, что можно увидеть за получасовой трансфер на гидросамолете.
На фото слева и в центре коллажа — локальный остров Бодуфолуду, куда мы переплыли после двух дней на Nika Island. Cправа — собственно цель нашего трансфера — Nika Island Resort. На переднем плане — пирс, на который нам предстояло высадиться из гидросамолета:
Фото справа снято во время посадки:
Посадка гидросамолета по сравнению с обычными самолетами происходит очень быстро и плавно. Казалось бы, только начали снижение, а вот уже выходим из гидросамолета на пирс. Может, просто время летит быстрее, когда происходит что-то захватывающее?
Нюансы трансферов на Мальдивах на гидросамолетах
Первое, что стоит учесть при организации трансфера на Мальдивах — гидросамолеты не летают в темное время суток. Закаты (как и восходы) на Мальдивах происходят рано. Поэтому общее правило таково, что если вы прилетаете в Мале позже 15:30, на трансфер на гидросамолете в тот же день лучше не рассчитывать.
Что касается расписания трансферов, то, насколько я понимаю, оно не жесткое. Его стараются формировать гибко, исходя из имеющихся броней, чтобы время ожидания вылета гидросамолета не превышало 1,5 часа.
Маршруты выбираются так, чтобы время полета не превышало час. Если ваша точка назначения очень далеко, то придется лететь обычным самолетом до ближайшего локального аэропорта, а оттуда добираться на катере.
Сравнение трансфера на Мальдивах на гидросамолете и спидботе
Обратно в Мале мы добирались из отеля Lagoon View на острове Бодуфолуду, в этот раз на спидботе (скоростном катере). Так что есть возможность объективно сравнить оба вида мальдивских трансферов.
Трансфер на спидботе оказался почти в четыре раза дешевле — 100$ на двоих против 445$.
В плане зрелищности трансфер на спидботе не порадовал почти ничем. Возможно, отчасти в этом виновата погода — было пасмурно. Картинка из катера весь путь была такая:
Единственные интересные моменты в пути в случае со спидботом — остановки по пути. Речь об Укулас и Расду, очень популярных у туристов островах. Поглядев с катера на берег, получили о них отдаленное представление.
Спидботы, в отличии от гидросамолетов, должны ходить по четкому расписанию. Должны, но не обязаны.) Нас и забрали, и доставили на спидботе позже расписания. Отклонение составило примерно полчаса. К счастью, у нас был достаточный запас по времени, и на самолет мы не опоздали. Поэтому, составляя расписание, лучше делать запас на такой случай. Уверен, что если спидбот тотально опоздает или вовсе не приплывет, никто издержки туристам возмещать не будет.
Волны на Мальдивах в основном не сильные, так что с точки зрения качки трансфер на катере проходит довольно комфортно. Морской болезни ни у нас, ни у наших спутников не возникло.
Заключение
Жалею ли я, что потратил такую сумму на трансфер на гидросамолете на Мальдивах?
Нет, не жалею. У нас с женой была такая мечта, и мы ее осуществили. Впечатления получили в соответствии с ожиданиями. Такой трансфер интересовал нас не просто, как способ попасть из точки А в точку Б. Ожидания были связаны с самим процессом, необычным для нас. Бывает, вспоминаем этот полет, и это очень приятные воспоминания.
Полетел бы я на гидросамолете на Мальдивах повторно?
Нет, не полетел бы. Все впечатления, которые мы хотели получить от этого полета, мы уже получили. За такие деньги повторять “сеанс” будет неразумным излишеством. У нас еще много нереализованных мечт, так лучше потратить деньги на них.)
В следующей статье цикла о путешествиях на Мальдивах я рассказываю о резорте Nika Island.
А тут вы найдете мою статью о стоимости отдыха на Мальдивах.