Речной круиз по Волге из Казани в Самару: отзыв

Рассвет на Волге во время круиза

Этот рассказ о речном круизе по Волге из Казани в Самару — продолжение материала, в котором я рассказал о теплоходе Александр Суворов, на котором происходило данное плавание. Здесь я напишу о том, как организован этот речной круиз, и что интересного удалось увидеть в процессе.

Речной круиз по Волге из Казани, как часть путешествия

Круиз стал элементом короткого путешествия на майские праздники. Вкратце оно выглядело так:

Таким образом, за четверо суток мы изучили два крупных города и познакомились с Волгой, в процессе перемещаясь на самолете, поезде и теплоходе. Считаю, что программа вышла весьма насыщенная и разнообразная!

Воспользовавшись удобной картой всех круизов по Волге¹🔗 в сочетании с календарем низких цен на них, вы можете сконструировать схожее путешествие!

 

Круиз по Волге из Казани начинается

Наш теплоход должен был отправляться из Казани в 16:30, но, как и в случае с аэропортами, на посадку просят прибыть за пару часов до отправления.

Речной вокзал в Казани 

Здание речного вокзала Казани выглядит неплохо, но при посадке не используется. 

На входе на пристань есть пропускной пункт. Там багаж просвечивают (без пристрастия, отношение формальное). Билеты не проверяют (хотя написано, что проход через пункт пропуска только по билетам). 

Проверка билетов и паспортов происходит непосредственно у входа на борт теплохода. 

Для нас стало неожиданностью, что у пристани стояло борт к борту сразу четыре теплохода. Наш Александр Суворов был от берега вторым по счету. Через первые три судна было организовано сквозное движение. То есть мы, чтобы попасть на Суворов, прошли сквозь ближайший теплоход Максим Литвинов. Трапы для посадки и перехода между судами удобные, безопасные. Как я понял, это обычная практика.  

Итак, мы зашли на борт теплохода Суворов и оказались у ресепшн, расположенного на главной (нижней) палубе. Еще раз показав документы, получили ключ от каюты и карты, которыми можно было расплачиваться в барах, если захочется воспользоваться их услугами. Погасить образующийся при этом долг можно было на ресепшн в конце круиза.

Полтора часа мы изучали свою каюту и теплоход, это время пролетело не заметно. И вот наш речной круиз по Волге из Казани в Самару стартовал!

Как выяснилось, изначально круиз производился из Нижнего Новгорода до Самары и обратно. Таким образом, мы воспользовались лишь одним коротким его фрагментом.

 

Развлекательная программа во время речного круиза 

В каюте мы обнаружили на столике программу мероприятий на предстоящий день:

Программа речного круиза по Волге из Казани

 

Впоследствии появилась и программа на следующий день. Нас она касалась лишь частично, так как в Самаре мы покидали теплоход, и речной круиз продолжался уже без нас: 

Программа речного круиза по Волге из Казани

 

Тем, кто в отличии от нас продолжал участие в круизе по Волге и после Самары, предлагалось заполнить бланк, выбрав вариант экскурсии в городе: 

Экскурсии в Самаре во время круиза из Казани

Ввиду того, что это был наш первый (и максимально короткий) речной круиз, нам в первую очередь хотелось полюбоваться открывающимися с теплохода волжскими видами. Поэтому было принято решение не тратить драгоценное время на предлагаемую развлекательную программу. Возможно, она стала бы для нас актуальной при длительности круиза больше трех суток. 

По вышеуказанной причине ничего не могу сказать о работе аниматоров на теплоходе. Серьезно наше внимание они привлекли лишь на ужине, когда поздравляли пассажира-именинника. Сделано это было с душой. Думаю, поздравляемому должно было быть очень приятно.

Пообщавшись на завтраке с людьми, которые неоднократно бывали на речных круизах, услышали их точку зрения, что “анимация на Суворове так себе, на других круизах бывает гораздо интересней”. В качестве примера упоминались круизы компании Созвездие¹ — об анимации там они вспоминали с нескрываемым восхищением. В любом случае нужно сделать скидку на невысокую ценовую категорию Суворова. 

 

Отзыв о команде теплохода Суворов 

В целом команда на нашем круизе была чрезвычайно вежлива. Речь об официантах, барменах и сотрудниках ресепшн. При этом если некоторые участники команды были вежливы, но лишь как запрограммированные роботы, то с другими было действительно очень приятно общаться — добрые, приятные и коммуникабельные ребята.  

Наш круиз был первым на этом судне в сезоне, поэтому ощущалось, что в некоторых моментах персонал ещё не сработался. Например, на ресепшн они вчетвером решали проблему с оплатой по карте за покупки в баре (в итоге решили). В одном из баров не смогли провести в системе продажу вина — девушке-бармену для решения вопроса пришлось идти в бар на другой палубе. Но это все придирки, а так ребята (кстати, все весьма молодые) очень стараются. 

 

Строящийся мост М12 через Волгу

От того, что и как происходило на теплоходе, перейду к тому, что можно было наблюдать снаружи. Собственно, это главное, что интересовало нас в речном круизе.

Помимо процесса отплытия из порта Казани первым заметным событием в нашем плавании по Волге стало наблюдение за мостом трассы М12. Его в тот момент как раз строили. Вот как незаконченный мост выглядел издалека: 

Строящийся мост М12 через Волгу 

Кстати, обратите внимание, что носовая часть теплохода пуста. Доступа у пассажиров туда нет, это место только для членов экипажа. Насколько понимаю, так же происходит и на большинстве остальных теплоходов, использующихся на речных круизах. Так что на фото на носу судна в стиле знаменитого кадра из фильма Титаник тут рассчитывать не приходится)

Я снял небольшое видео, когда мы проплывали мост М12: 

Волга: самый длинный мост автомагистрали М12 в процессе строительства

Длина моста больше 3,3 км. Его планируют сдать в эксплуатацию в конце 2024 года.

Вот видео о том, как проходил процесс строительства моста М12 в 2022 году:

Как идет строительство моста через Волгу. Трасса М12

Мост расположен примерно в 20 км южнее Казани. Его примерные координаты: 55.575003, 49.004491.

Кстати, в процессе плавания я несколько раз проверял по навигатору текущую скорость теплохода — она была в районе 20 км/час. С такой скоростью мы могли бы теоретически оказаться в Самаре быстрее, чем за сутки. Однако на практике происходит существенное замедление, связанное с прохождением шлюзов, о котором я расскажу позже. Плюс много времени тратится, чтобы отшвартоваться и пришвартоваться. 

Вот как выглядит мост М12 вблизи: 

Мост М12 через Волгу

М12 — это название будущей скоростной платной автомагистрали Москва-Казань-Екатеринбург. Рассматриваемый мост станет самым длинным в ее составе. 

 

Ждем заката

Прохождение моста М12 мы наблюдали, в перевозбужденном состоянии бегая по теплоходу. Нас можно понять — все же это наш первый речной круиз!) Но дальше мы конечно подуспокоились. Выбрали снаружи удобное место со столиком неподалеку от своей каюты и начали наслаждаться волжскими видами в ожидании заката.

Речной круиз по Волге из Казани проходит мимо многих прибрежных сел. Когда их рассматриваешь, внимание в первую очередь привлекают храмы. Мы все еще находились на территории Татарстана, поэтому было неудивительно, что тут мы видели мечети.

На фото — мечеть в поселке Кзыл-Байрак, построенная в 1999 году:

Мечеть в селе Кзыл-Байрак

Начало заката мы успели застать еще до ужина. Следы, оставленные в небе самолетами, помогли дополнительно украсить и без того живописную картину. Сильно воодушевленные увиденным, мы тут же поставили будильник, чтобы не пропустить завтра рассвет. Пусть ради этого и пришлось встать сильно раньше нормы)  

Закат во время круиза по Волге из Казани в Самару

Уже после завершения заката и ужина мы подошли к месту впадения Камы в Волгу. В этом месте ширина водной глади между восточным и западным берегами превышает 40 километров! 

 

Рассвет на речном круизе по Волге

Ночью мы миновали Ульяновск и на рассвете плыли по территории Самарской области, по крупнейшему в Евразии Куйбышевскому водохранилищу. Кстати, если кто не знает, Куйбышев — название Самары в советский период. То есть, по сути, Куйбышевское = Самарское водохранилище. По площади оно третье в мире.  

Ранее пробуждение стоило того. Пусть и было прохладно, но виды рассвета на Волге с теплохода оказались на пять с плюсом!

Рассвет во время круиза по Волге из Казани в Самару

Как только солнце более-менее встало, на Волге ненадолго пропала мелкая рябь, и поверхность воды стала почти зеркальной. В движении картина рассвета в сочетании с зеркалом реки выглядела особенно красиво. Великолепные впечатления! Тут я окончательно понял, что мы не прогадали, отправившись в речной круиз.

Рассвет во время круиза по Волге из Казани в Самару

Вот видео, которое я снял во время заката и рассвета во время нашего круиза по Волге:

Закат и рассвет на Волге, вид с борта круизного теплохода

 

Проходим Жигулевские шлюзы

После завтрака мы продолжили свои наблюдения Волги. 

Мое внимание привлек “состав” из открытых сухогрузных барж: 

Баржи на Волге

Главное, чего мы ожидали, насмотревшись роликов о круизах по Волге, это прохождение шлюзов. Для нас, оказавшихся на речном круизе впервые, это был диковинный и крайне занимательный процесс. Некоторые его моменты я заснял на видео:

Проходим Жигулевские шлюзы во время круиза по Волге из Казани

 

Зачем нужны шлюзы? 

Куйбышевское водохранилище, по которому мы плыли перед этим, сформировано плотиной Жигулевской ГЭС, которая перегородила Волгу у города Тольятти. Соответственно, возникает перепад высоты воды в реке до плотины и после нее. Для справки, подпорный уровень у плотины в Тольятти — 29 метров.

Каскад из двух двухниточных шлюзов, между которыми более трех километров, находится рядом с Тольятти. Их нам предстояло пройти.

Заполнение и слив воды в шлюзах позволяет опускать и поднимать находящиеся в них корабли. Пишут, что нормативное время заполнения или опорожнения каждой камеры жигулевских шлюзов — восемь минут. Не проверял. Субъективно мне показалось, что это происходило дольше.  

Наш теплоход выходит из опорожненной камеры одного из шлюзов:

Теплоход выходит из шлюза во время круиза по Волге

 

Конструкция, разделяющая две нитки шлюзов:

Жигулевские шлюзы

Кстати, Жигулевские шлюзы строились в 50-е годы прошлого века.

Далее в четырех фото, снятых с кормы теплохода, я показываю этапы прохождения камеры нижнего шлюза во время нашего круиза из Казани. 

Ворота шлюза закрываются, чтобы впоследствии дать возможность спустить воду в камере и опустить наш корабль: 

Прохождение шлюзов на Волге во время круиза

 

Те же ворота; большая часть необходимого спуска воды из камеры произведена. Теплоход, и, соответственно, моя точка съемки, существенно опустились:

Прохождение шлюзов на Волге во время круиза

 

Вторые ворота шлюза открылись, судно вышло из камеры:

Прохождение шлюзов на Волге во время круиза

 

Мы полностью вышли из 23-ей камеры нижнего шлюза, ее внешние ворота еще не закрылись. Ворота 24-ой камеры закрыты. Теперь мы будем плыть уже не по Куйбышевскому, а Саратовскому водохранилищу:

Прохождение шлюзов на Волге во время круиза

 

Речной круиз по Волге из Казани: а что с алкоголем и напитками? 

Атмосфера на борту круизного теплохода предрасполагает к тому, чтобы посидеть с напитками. Будут ли они алкогольными — дело вкуса каждого.

Кстати, у нас в “пакет” входило по одному фиточаю, который можно было выпить в баре. У тех, кто находился в круизе дольше суток, пакет был обширней. Деталей не знаю, но как минимум, туда дополнительно входил кислородный коктейль. 

Контроля, что вы проносите на борт (продукты, алкоголь) нет. Так что можно предварительно затариваться, чем душе угодно. Жаль только, что в каюте “стандарт” нет холодильника.

Цены в барах теплохода Суворов приемлемые, без перегибов. Разумеется, с учетом того, что это бары, а не магазин. Так что не сильно переплатите при покупке напитков на месте.  

Меню бара круизного теплохода Суворов

В период 17-19 часов на всю продукцию в баре давали скидку 20%. С ее учетом получались довольно демократичные цены. Можно, например, перед ужином взять со скидкой бутылку вина и фужеры, а выпить позже. Со слов бармена, “главное, верните фужеры до конца круиза”).

Меню бара круизного теплохода Суворов

 

Взяв вина, посидели в открытой части бара на корме шлюпочной палубы:

Релакс на круизном теплоходе Суворов

Долго сидеть на корме не очень понравилось. Да, вид там лучше, чем сбоку. Но больше подверженность ветру (дуть может с любой из трех открытых сторон). И самое главное, иногда слегка ощущается запах выхлопа из труб теплохода. За пять минут не обращаешь на это внимание, но посидев больше получаса, чувствуешь неладное). В итоге переместились на “насиженное место” на борту неподалеку от своей каюты. 

Барная площадка на корме круизного теплохода Суворов

 

Волжские пейзажи

Неспешно попивая вино, продолжили любоваться волжскими пейзажами.

Благовещенский скит в поселке Федоровка, построен в 1846 году:

Благовещенский скит в поселке Федоровка

 

Обгоняем гребцов, открывших сезон плавания на байдарках:

Байдарки на Волге

 

Внимание привлекла брошенная поперек Волги баржа:

Брошенная на Волге баржа. Речной круиз по Волге из Казани

Брошенная на Волге баржа

 

Село Солнечная Поляна примерно в 25 км от Жигулевских шлюзов. Координаты Никольской церкви, что видна на фото, 53.433250, 49.923652. На заднем фоне — Жигулевские горы:

Село Солнечная Поляна, берег Волги

 

Видео Волжских пейзажей:

Волжские пейзажи: вид с теплохода во время круиза Казань-Самара

 

Жигулевские горы 

Гряда знаменитых Жигулевских гор протянулась вдоль Волги почти на 70 км. Самые известные вершины гряды:

  • Наблюдатель (381 метр, координаты 53.439790, 49.831724) 
  • Стрельная (375 метров, координаты 53.435174, 49.757132) 

Мы миновали эти вершины до села Солнечной Поляны. Обе их должно быть видно с теплохода, но Стрельную мы по оплошности просмотрели, а фото Наблюдателя у меня не получилось.

Места эти очень живописны, их еще называют “Волжской Швейцарией”. Если бы мы задержались в Самаре более, чем на сутки, я бы обязательно съездил оттуда на Жигулевские горы.
Присмотрел для себя вариант экскурсии на Трипстере в те края,
вот ссылка на нее².

Заметный участок Жигулевских гор, который мне удалось более-менее удачно снять во время круиза из Казани — гора Попова в окрестностях поселка Ширяево:  

Гора Попова у поселка Ширяево на Волге

На нижних “ярусах” горы расположены смотровая площадка (координаты 53.423537, 50.010435) и монумент “Булгарское наследие” (его светло-серый постамент виден почти в центре фото). Слева от монумента находится установленный незадолго до нашего круиза по Волге памятник хану Котрагу — одному из создателей Волжской Булгарии. Скульптура изображает хана верхом на коне.

 

Гора Верблюд (326 метров) примерно в трех километрах от Ширяево: 

Гора Верблюд. Речной круиз по Волге из Казани

Координаты горы Верблюд: 53.408918, 50.073153.

У поселка Красная Глинка:

У поселка Красная Глинка, речной круиз по Волге из Казани

От Красной Глинки до порта Самары оставалось плыть около 25 км. Вскоре обзор пришлось прервать в связи с наступлением обеда.

 

Прибытие в Самару: наш речной круиз по Волге из Казани завершился

В графике нашего круиза мне не понравилось, что обед проходил очень близко к моменту прибытия в Самару. Я бы хотел посмотреть город с реки. Учитывая протяженность самарской набережной более четырех километров, посмотреть там было на что. Кстати, круиз из Казани проходит вдоль всей набережной (порт находится после нее). Но увы, пока мы обедали и готовились покинуть каюту, теплоход прошел набережную. Так что кроме порта мы ничего не увидели. 

Тем, кто воспользуется подобным речным круизом, возможно стоит поторопиться с обедом и приготовиться к высадке в Самаре (собрать вещи) до обеда, чтобы сразу после трапезы заняться осмотром города с борта теплохода.

 

Речной круиз по Волге из Казани: впечатления 

За исключением мелких недочетов таким неискушенным “круизерам”, как мы, в этом суточном путешествии по Волге едва ли что то могло не понравиться. Мы остались очень довольны и хотели бы продолжить знакомство с речными круизами, увеличив в следующий раз продолжительность плавания. С учетом отзывов других туристов приоритетными направлениями речных круизов на будущее для себя мы определили Золотое Кольцо и маршруты из Санкт-Петербурга³ в Карелию.

Солнечная палуба теплохода Суворов

Апдейт 2024: как и мечталось, в следующем году мы снова пошли в речной круиз. На этот раз по Золотому Кольцу — из Нижнего Новгорода в Москву с остановками в Городце, Ярославле и Угличе. В статьях по ссылкам — рассказ о первых двух днях нашего круиза и мой отзыв о теплоходе «Огни большого города», на котором он проходил.

 

Реклама: (1) ООО «Вояж-Технологии» ИНН 7704814400, (2) Tripster Ltd. ИНН CY 10394908R, (3) ООО «Круиз.онлайн» ИНН 6315008371

Алексей Ловцов, автор 33ways
Алексей Ловцов/ автор статьи

Владелец и автор сайта 33ways.ru
Личная страница автора.

33ways.ru
Оставьте ваш комментарий или вопрос! С удовольствием отвечу!

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я принимаю политику конфиденциальности этого сайта.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.