Наш круиз по Волге на теплоходе “Огни большого города”¹ из Нижнего Новгорода в Москву состоялся с 1 по 4 мая. Это был первый круиз данного судна в навигации 2024.
Вот мой отзыв об “Огнях большого города”, а в этой статье я расскажу о том, что мы увидели в первые пару дней круиза. Объем впечатлений и фотографий таков, что вместить повествование о всех четырех дня путешествия по Волге в одну статью приемлемого размера невозможно. Так что о третьем и четвертом днях я написал отдельную заметку.
Маршрут круиза Нижний Новгород — Москва
Суть многодневного речного круиза не только в перемещении из точки А в точку Б, но и в остановках для исследования промежуточных локаций. Количество интересных городов, где можно пришвартоваться на маршруте из Нижнего Новгорода в Москву довольно велико, и пожалуй ни один круиз не предусматривает все возможные остановки. Максимум стоянок возможен при продолжительных круизах туда-обратно. Есть и такие, но это был не наш случай.
Мы останавливались в городах Углич, Ярославль и Городец. Больше за 4 дня не успеть.
Видео с некоторыми фрагментами нашего круиза из Нижнего Новгорода в Москву:
Теоретически остановки во время круиза Нижний Новгород — Москва по Волге возможны в 15 городах (сортировка по направлению от Нижнего к Москве):
- Городец
- Чкаловск
- Юрьевец
- Кинешма
- Плёс
- Кострома
- Ярославль
- Тутаев
- Рыбинск
- Мышкин
- Углич
- Калязин
- Дубна
Кроме городов, где мы высаживались, в первую очередь стоит обратить внимание на Плёс и Кострому, во вторую — на Калязин и Мышкин.
После Дубны маршрут круиза из Нижнего Новгорода проходит уже не по Волге, а по каналу имени Москвы.
Часть городов из списка мы смогли бегло увидеть с теплохода, не останавливаясь. Малую часть не увидели вовсе, так как проходили мимо ночью.
Если вы планируете круиз из Нижнего Новгорода в Москву по Волге и хотите попасть в конкретные города из списка выше, изучите расписание круизов из Нижнего¹ и выберите вариант с маршрутом, наиболее полно совпадающим с вашими пожеланиями.
Анализируя расписание круизов, обратите внимание, что есть два речных пути из Нижнего Новгорода в Москву — по Волге и по Оке.
Во время круиза по Волге из Нижнего Новгорода в Москву туристы посещают 6 областей РФ:
- Нижегородскую
- Ивановскую
- Костромскую
- Ярославскую
- Тверскую
- Московскую
Развлечения во время круиза на теплоходе “Огни большого города”
Для меня главное во время речного круиза — полюбоваться природой и изучить достопримечательности маршрута. Однако этим возможные варианты развлечений на борту круизного теплохода не ограничиваются.
На “Огнях большого города” была довольно насыщенная развлекательная программа. Так как она не была моим приоритетом, в этих статьях я не буду на ней останавливаться, просто приведу расписание активностей на теплоходе и отмечу, что скучно за 4 дня на теплоходе нам совершенно не было.
Самым интересным для меня мероприятием, помимо экскурсий в местах стоянок, была экскурсия в капитанскую рубку.
Средний возраст любителей круизов
Мы с женой долго присматривались к речным круизам, но не решались на такой формат путешествия, так как считали, что он предназначен в первую очередь для пенсионеров.
Теперь, побывав на речных круизах дважды, хочу сказать, что мы ошибались.
Действительно, доля пенсионеров среди пассажиров велика, но это не доминирующая группа. Мы видели на круизе мало туристов в категории 15-25 лет, но и дети, и путешественники 25-60 лет там были, и не мало. На самом деле, учитывая цены круизов, не думаю, что очень много пенсионеров могут себе позволить такие путешествия.
Считаю, что речные круизы отлично подходят для созерцательных людей возраста 30+. Для нас такой формат оказался просто идеален.
Наш круиз из Нижнего Новгорода начинается
Итак, перехожу от общих моментов к описанию событий на нашем круизе по пути в Москву. Меньше слов, больше фото…
На посадку рекомендуется прибывать за 2 часа до времени отплытия, что мы и сделали. Теплоход “Огни большого города” уже стоял у причала, посадка началась точно по графику:
Пусть вас не вводит в заблуждение флаг круизной компании “Водоход” на причале — теплоход “Огни большого города” входит во флот их конкурента — компании “Созвездие” (“Интерфлот”)¹. К “Созвездию” относится и круизный теплоход “Маленький принц”¹, который стоял, пришвартованный к “Огням большого города”.
Таким образом, пассажиры “Принца” проходили на посадку сквозь наш теплоход. Приветственная программа на двух теплоходах “Созвездия” была общая и проводилась до отплытия на палубе “Маленького принца”.
У трапа встречали ряженые аниматоры. Им сразу удалось создать нам праздничное настроение:
Эти же аниматоры затем участвовали в приветственной программе на солнечной палубе “Маленького принца”.
Каюту свою мы уже посмотрели и остались довольны, настроение супер, почему бы не сфотографироваться с аниматорами?
Всем зрителям программы вручили по белой розе:
Приветственные напитки, немного танцев, жонглирование, поздравления от администрации с началом навигации 2024 и круиза, несколько песен в живом исполнении, и вот уже пора готовиться к отплытию…
Первым разумеется стартовал “Маленький принц”. Снаружи это близнец нашего теплохода — их построили на одной и той же верфи по одному проекту:
Любуемся с Волги на Нижний Новгород
Перед круизом мы гуляли по Нижнему Новгороду два дня. Фото и впечатлений накопилось много, поэтому я посвятил Нижнему отдельные статьи. Здесь же ограничусь лишь несколькими панорамами города, снятыми с теплохода.
Нижегородский Кремль. В центре — Зачатьевская башня Кремля. За ней проглядывает белая Спасская колокольня:
Здесь слева Чкаловская лестница, а справа все та же Зачатьевская башня Кремля:
Другая часть Кремля, слева-направо его Часовая, Северная и Тайницкая башни. Внизу слева-направо — Предтеченская и Казанская церкви, Нижневолжская набережная:
Внизу слева-направо — Рождественская церковь и Благовещенский монастырь. Наверху — парк 800-летия Нижнего Новгорода и набережная Федоровского:
Здорово было видеть с необычного ракурса места, по которым гулял день-два назад. Отличный финальный аккорд первого знакомства с городом!
На моем видео с круиза должно быть заметно, что теплоход не просто отчалил от пристани Нижнего Новгорода, а довольно долго маневрировал у города, позволив нам как следует им полюбоваться с разных точек. Похожий подход был и при отправлении из других городов. Мне очень это понравилось.
Например, когда мы были в круизе на теплоходе “Александр Суворов” из Казани, он быстро и незатейливо ушел от причала, не позволив нам что-то дополнительно посмотреть.
На фото ниже я занимаюсь съемкой собора Александра Невского на Стрелке — месте слияния Волги и Оки. Оку видно слева от красной надписи “Стрелка”. Более крупное фото Стрелки вы видите в начале этой статьи. В процессе маневров теплохода у Нижнего Новгорода мы в том числе заходили в устье Оки.
Речной вокзал Нижнего Новгорода и круизный теплоход “Мстислав Ростропович” высшей категории комфортности¹:
По ссылке выше можно посмотреть фото интерьеров “Ростроповича” — для теплохода они шикарны.
Идем к Городцу — месту первой остановки круиза из Нижнего Новгорода
Следующая крупная точка нашего маршрута — Городец. До него от Нижнего Новгорода всего 45 км по прямой.
Средняя скорость нашего круизного теплохода без учета остановок и шлюзования была чуть больше 20 км/ч.
Единственный город на берегу Волги по пути из Нижнего Новгорода в Городец — Балахна.
Спасская церковь в Балахне (построена в 1668-1703):
Координаты Спасской церкви в Балахне: 56.498448, 43.609614
Круизные теплоходы швартуются не у причала рядом с центром Городца, а на удалении, на пристани Галанино.
Координаты пристани Галанино: 56.670366, 43.446629
Чтобы пройти к Галанино нужно, миновав большую часть Городца, преодолеть шлюз Городецкого гидроузла.
До шлюза проплыли Город Мастеров в Городце. В него мы скоро вернулись по суше на круизной экскурсии после высадки в Галанино:
Кстати, базовые экскурсии в нашем круизе из Нижнего Новгорода входили в его стоимость.
Проходим шлюзы Городецкого гидроузла
О том, зачем нужны шлюзы, и как происходит процедура шлюзования теплоходов, я уже ранее подробно написал в статье о круизе из Казани в Самару, не буду здесь повторяться.
Для тех, кто на круизе впервые, наблюдать шлюзование очень увлекательно.
Так как мы уже не новички, ажиотажа прохождение шлюза в Городце у нас не вызвало. Но была пара необычных моментов, которые хочу отметить.
Первое — шли активные работы по реконструкции гидроузла. У входа в шлюз работали копры, забивающие металлические сваи в землю.
Взгляните мое видео прохождения шлюза — в начале видно, как много свай уже забито. Сколько же тонн стали на это ушло?
Грохот от работы копров стоит на весь Городец. Радостно наблюдать, что базовую инфраструктуру в стране совершенствуют, а не только эксплуатируют построенное предками.
Второй необычный для нас момент — при шлюзовании наш теплоход был не единственным в камере. Прямо перед нами находился круизный теплоход “Феликс Дзержинский”¹:
Перед тем, как началось наполнение камеры водой, разместились мы в ней с “Дзержинским” очень плотно:
Чтобы выйти из Волги в Горьковское водохранилище, нужно пройти два шлюза Городецкого гидроузла. Сначала мы прошли шлюз №16, о шлюзовании в котором я здесь рассказываю. Затем, после остановки на пристани Галанино для экскурсии в Городец, мы прошли еще один шлюз. Расстояние между двумя пройденными шлюзами 1,9 км.
Камера полностью наполнилась водой, ворота шлюза открылись. Мы выходим из камеры:
Шлюз, который мы прошли, начали эксплуатировать в 1956. В процессе наполнения камеры уровень воды в ней поднимается на 11 м.
Вид на шлюзы Городецкого гидроузла №15 и №16 с обратной стороны:
Вскоре после первого шлюзования мы встретили круизный теплоход “Семен Буденный”¹:
О посещении Городца у меня написана отдельная статья.
Второй день круиза из Нижнего Новгорода в Москву
За первый вечер и ночь круиза из Нижнего Новгорода мы прошли все Горьковское водохранилище.
Утром второго дня я начал съемку у Кинешемского моста, уже в Ивановской области. Он расположен на Волге после большей части города Кинешма, проход мимо которого я к сожалению проспал:
Длина Кинешемского моста 1646 м.
Мост четырехполосный, автомобильный. Пешеходам по нему ходить запрещено.
Строили мост с 1984 по 2003.
Сразу после моста с Волги можно увидеть руины колокольни церкви Иоанна Богослова в селе Октябрьском (постройка 1794):
Через 2,7 км на другом берегу Волги открывается вид на Крестовоздвиженскую церковь в селе Воздвиженье, построенную в 1799:
Координаты Крестовоздвиженской церкви: 57.498433, 42.018807
Смотрим на Плёс с Волги
Возобновил круизную съемку я у горячо любимого туристами города Плёс.
На фото — Варваринская церковь (1821) с самой высокой в городе колокольней. За ней видна деревянная Воскресенская церковь (1699, перенесена из села Билюково) на горе Левитана:
Плёс — маленький город на склоне, поэтому его можно хорошо рассмотреть с теплохода.
Вторая Воскресенская церковь в Плёсе (1817):
Преображенская церковь (1840):
Думаю, во время золотой осени панорама Плёса выглядит волшебно.
Участок круизного маршрута Плёс — Кострома
В 6,5 км после Плёса на противоположном берегу Волги открывается вид на Николаевскую церковь в селе Сунгурово (1831):
Координаты Николаевской церкви: 57.489454, 41.390705
Смотрим на Кострому с Волги
С обеда погода сильно ухудшилась — это был самый пасмурный день во время круиза из Нижнего Новгорода. Поэтому фотографии к сожалению получились серые. Тем не менее, вид Костромы с Волги впечатлил даже в серых тонах. Если снова пойдем в речной круиз Нижний Новгород — Москва, буду выбирать маршрут с остановками в Плёсе и Костроме.
Слева-направо — Воскресенская (1651) и Знаменская церкви (1628). Чуть дальше слева — современный отель Volga с отличными отзывами²:
Никольская церковь (2014-2020) и центральный пляж Костромы:
Вознесенская церковь (1651) и край главного пляжа:
Богоявленский собор, которым собственно меня и очаровала Кострома:
У этого собора, воссозданного в 2015-2023, мы нагнали нашего близнеца — теплоход “Маленький принц”, вместе с которым начинали круиз из Нижнего Новгорода в Москву.
Забавно, что на ракурсе с Волги Ленин словно показывает на церковь.)
Сразу за скульптурой видим церковь Спаса в Рядах (1766), слева от которой проглядывает верхушка пожарной каланчи (1824-1827):
Приведу еще одно фото Богоявленского собора. Уж очень он мне понравился.
Преображенская церковь (1685-1688) — тоже в Костроме, но на другом берегу Волги:
Архитектурный ансамбль Ипатьевского монастыря у устья реки Кострома:
Монастырь основали в 13 веке, а его основные храмы построили в 17 веке. Мост на фото — через реку Кострому, от него до Волги больше километра.
Участок круизного маршрута Кострома — Ярославль
После Костромы к съемке я вернулся примерно через 30 км хода, уже на территории Ярославской области. Первым объектом стал замок купца Понизовкина в поселке Красный Профинтерн:
Думал, что это новострой, но оказалось что здание 1910 года, объект культурного наследия регионального значения.
Слева от замка дом того же купца.
Вход на территорию замка платный, проводят экскурсии.
Кстати, поселок Красный Профинтерн до 1927 назывался Понизовкино. Такое вот родовое купеческое поместье с замком на берегу Волги.
Координаты замка Понизовкина: 57.743550, 40.432930
Мостов через Волгу на участке от Костромы до Ярославля нет. Но пересекать реку как то надо, и у Красного Профинтерна для этого есть паромная переправа:
Через 3,7 км после Красного Профинтерна на берегу Волги расположено село Рыбницы, а в нем — Спасская церковь (1787-1792):
Координаты Спасской церкви: 57.730476, 40.378283
Еще 14 км по Волге, и наш круизный теплоход у села Диево Городище. Вот Троицкая церковь (1787) в этом селе:
Координаты Троицкой церкви: 57.645043, 40.201926
Смоленская церковь (1877-1884) в селе Диево Городище:
В 9 км от Диева Городища расположено село Прусово. В нем внимание сразу привлекает Благовещенская церковь (1780):
На противоположном от Прусово берегу Волги находится Ярославский аэропорт, но до центра города идти по реке отсюда еще больше 20 км.
Прибыли в Ярославль
Об экскурсии по Ярославлю я написал отдельную статью.
Здесь лишь замечу, что наш теплоход прибыл в город с опозданием на 1,5 часа. К прибытию в Москву отставание ликвидировали.
Чтобы совсем не обойти Ярославль вниманием в этой статье, размещу фото с видом с Волги на Успенский собор (2004-2010):
Новый для нас момент — пока мы были в Ярославле на экскурсии, наш теплоход покидал причал, отходя на бункеровку (заправку топливом). Ее произвели вдалеке от берегов с танкера:
Из Ярославля мы отчалили уже в сумерках.
В следующей статье я расскажу о третьем и четвертом днях нашего круиза по Волге из Нижнего Новгорода в Москву.
Реклама: (1) ООО «Круиз.онлайн» ИНН 6315008371, (2) ООО «Яндекс Вертикали» ИНН 7736207543
А с детьми многие там отдыхают? Есть условия для этого?
Детей было не так много, но условия для путешествия с детьми есть. Во-первых, на круизах Созвездия за детей не надо платить (с определенными оговорками). Во-вторых, аниматоры работают с детьми, и довольно старательно, как мне показалось.