Побывать в коммунальной квартире в доме на улице Рубинштейна в Санкт-Петербурге, где жил писатель Сергей Довлатов, нам удалось на экскурсии “Питер с высоты, дворы, парадные и коммуналка”¹.
О части этой экскурсии, посвященной дворам и парадным Санкт-Петербурга, можно узнать в моей предыдущей статье.
Знакомство с коммунальной квартирой не ограничилось комнатой семьи Довлатова. В той же коммуналке мы побывали в комнатах двух его соседей, каждая из которых по своему интересна. Для тех, кто не является поклонником творчества Довлатова, они возможно покажутся даже более занимательными.
История коммуналок Санкт-Петербурга
Основанный в 1703 году Санкт-Петербург до 1880-х оставался хоть и столичным, но небольшим по современным понятиям городом с населением меньше 1 млн человек. Резкий толчок урбанизации России и росту размеров ее столицы дала отмена крепостного права. За вторую половину 19 века и начало 20 века произошел стремительный рост населения Санкт-Петербурга — с 532 тысяч в 1852 году до 1,4 миллиона в 1900 и 2,4 миллиона в 1916. Только представьте, увеличение почти в 3 раза за 50 лет, и почти в 5 раз за 65 лет!
Куда же поселить столько “понаехавших”, подавляющее большинство которых не в состоянии оплатить строительство собственного жилья? Решение вопроса состояло в возведении доходных домов — жилых зданий, большая часть площади которых предназначалась под сдачу в аренду. К концу 19 века доходные дома составляли почти 80% всех зданий Санкт-Петербурга.
После революции доходные дома стали собственностью государства. Советская власть начала расселять в них людей, руководствуясь принципом “в тесноте, да не в обиде”.
К 1939 году население Ленинграда выросло до 3,2 миллионов — еще на треть от дореволюционного. При этом темпы послереволюционного строительства по понятным причинам были не особо высокие, и 800 тысяч новых жителей Ленинграда расселили за счет уплотнения в основном в коммуналки в бывших доходных домах. Санузлы, кухни и коридоры в коммунальных квартирах — общие, а семья живет чаще всего в одной комнате, совмещающей функции гостиной и спальни. Коренным жителям города тоже пришлось потесниться.
В коммунальной квартире Санкт-Петербурга, сохранившей антураж конца 19-го — начала 20-го века:
Центральное отопление стало стандартом в Ленинграде только с 1963. И пока его не провели в дома, в коммуналках надо было топить печи. Такие, как например на фото выше.
Хотя после войны коммуналки начали постепенно расселять, в Санкт-Петербурге до сих пор насчитывается около 60 тысяч таких квартир. Темп расселения последнее время — в среднем по 3 тысячи квартир в год. Можно предположить, что через 20 лет коммуналок в Петербурге не останется.
Экскурсия в коммунальную квартиру Довлатова в Санкт-Петербурге
В одной из коммуналок Ленинграда, на третьем этаже дома на улице Рубинштейна 23, в квартире №34, с 1944 проживала семья популярного сейчас писателя Сергея Донатовича Довлатова. В период с 1941 по 1944 семья уехала из Ленинграда в эвакуацию, Сергей родился в Уфе в 1941.
Кстати, в этом же доме в квартире №79 с 1922 по 1942 в возрасте с 11 до 31 лет жил Аркадий Райкин.
Парадный двор дома на Рубинштейна 23 вы видите на первом фото этой статьи. Квартира Довлатова находится в левой части П-образного здания. Дом построили в 1911 году.
Сергей Донатович прожил в коммуналке на Рубинштейна 23 до 1972 года. Он нигде не жил дольше, чем тут. Теперь рядом с домом ему установлен памятник и памятная табличка, на которой ошибочно указано, что Довлатов жил здесь до 1975. На самом деле, с 1972 по 1975 он жил в Эстонии, а потом еще на 3 года вернулся на улицу Рубинштейна, но уже в дом №22. Это примерно в 250 метрах по прямой от здания, в котором мы посетили его коммуналку.
Других детей в семье Довлатова не было, так что жили они в коммунальной квартире на улице Рубинштейна 23 втроем. В 1946 родители Сергея Донатовича развелись. Отец съехал из этой коммуналки, а Сергей остался с матерью. Надо сказать, что площадь комнаты, как для двух человек, там вполне приличная, явно больше 25 квадратов. В этой коммуналке у них была еще одна комната помимо той, что мы увидели на экскурсии. Так что, если не учитывать отсутствие индивидуальных кухни и санузла, жилищные условия очень даже неплохие. Почему так получилось?
Население Ленинграда к моменту снятия блокады сократилось почти в 6 раз и к довоенному уровню вернулось только через 15 лет. Поэтому слишком плотно заселять людей на первых порах необходимости не было. Кроме того, отец Сергея — Донат Мечик, был режиссером в филармонии и на “Ленфильме”. Насколько понимаю, к представителям творческой интеллигенции в вопросах распределения жилья относились более лояльно.
Довлатов с фирменным юмором написал об этой коммуналке в повести “Наши”:
“Наша квартира вряд ли была типичной. Населяла ее главным образом интеллигенция. Драк не было. В суп друг другу не плевали. (Хотя ручаться трудно). Это не означает, что здесь царили вечный мир и благоденствие. Тайная война не утихала. Кастрюля, полная взаимного раздражения, стояла на медленном огне и тихо булькала…”
Музея писателя в квартире не организовали — технически это было бы очень сложно сделать. Это просто его бывшая квартира, обставленная в недавние годы предметами быта эпохи, когда писатель здесь жил. Элементом помещения, который безусловно “помнит” Довлатова, является лишь шикарная зеленая печь:
Как насчет пожить в доме Довлатова в Санкт-Петербурге?
Как и во многих бывших доходных домах Санкт-Петербурга, на Рубинштейна 23 туристы могут с комфортом остановиться на несколько дней. Отсюда всего 130 м до знаменитых “Пяти Углов”, 360 м до набережной Фонтанки, 700 м до Аничкова моста и менее 300 м до станции метро Достоевская.
Вот например, мини-отель Underwood Art Room на Рубинштейна 23 с отличными отзывами на Яндекс-Путешествиях².
А здесь я подобрал 3 наиболее интересные квартиры в доме Довлатова, сдающиеся на популярном сервисе Суточно³:
- Двухуровневые апартаменты лофт, этажом ниже квартиры Довлатова, до 3 гостей
- Номер в апарт-отеле “Эмигранты”, до 4 гостей
- 2-х комнатная квартира на 3 этаже, до 4 гостей
Вид из парадного двора “Довлатовского дома” на доходный дом Баструевой:
Надо отметить, что Рубинштейна — специфическая улица. Очень красивая и переполненная ресторанами и барами. Иногда ее называют “главной тусовочной улицей Санкт-Петербурга” или “улицей баров”.
Комната художницы Татьяны Милеант
Помимо комнаты Довлатова, на экскурсии нам показали еще пару помещений в той же коммуналке. Одно из них — комната художницы Татьяны Владимировны Милеант. Всего в этой коммунальной квартире 7 комнат.
Комната художницы в гораздо большей степени сохранила наследие своей бывшей хозяйки, чем комната Довлатова. Поэтому показалась мне значительно интересней.
Справа печь — обязательный атрибут комнат бывших доходных домов:
Как и отец Довлатова, Татьяна работала на студии “Ленфильм” и в ленинградских театрах. В комнате есть ее автопортрет:
Среди киноработ Милеант — костюмы к фильмам “12 месяцев” (1972), “Премия” (1975) и “Челюскинцы” (1985).
Творческая активность Милеант в кино продолжалась до 1993.
Все таки наблюдать жилище творческих людей, особенно художников, особенно интересно…
В комнате царит творческий хаос.
Как и у семьи Довлатова, у Милеант в этой коммуналке было 2 комнаты. Из них нам на экскурсии продемонстрировали одну, в которой Татьяна скорее всего работала.
“Бабушкина” комната в коммуналке
Третья комната, которую нам показали на экскурсии по коммунальной квартире в Санкт-Петербурге, принадлежала некой бабушке. После ее смерти комната до недавнего времени оставалась невостребованной и никем не использовалась. По крайней мере, так гласит легенда, которую на экскурсиях озвучивают туристам. Как бы там ни было, комната выглядит совершенно в духе конца 19-го — начала 20-го века. Лишь некоторые элементы обстановки и фотографии на стенах дают понять, что здесь жили и позже.
Кстати, организаторы экскурсии, на которой мы здесь побывали¹, утверждают, что в комнаты Татьяны Милеант и “бабушки” в коммуналке можно попасть только с ними. Повторюсь — мне они показались интересней комнаты Довлатова. Никакого “музейного персонала” там нет, у нашего гида был свой ключ от всех помещений.
Большинство фото в “бабушкиной” комнате относится к дореволюционному периоду 20 века, но кое-где можно опознать и конец 19 века, и 1950-е, и даже возможно 1970-е годы.
Пожалуй, “бабушкина” комната — наиболее интересная в этой коммуналке. Ведь она насыщена свидетельствами времен более, чем 100-летней давности — как фотографиями, так и газетами:
Мне вообще очень интересен в нашей истории период конца 19-го — начала 20-го века. А эта комната — словно мини-музей того времени, который рассказывает не о глобальных событиях эпохи, а о деталях повседневной жизни, порой забавных:
В ХХ веке перед поклейкой обоев стену в несколько слоев оклеивали газетами. В этой комнате за обоями виден “культурный слой” из еще дореволюционных газет:
Обожаю рассматривать старинные фотографии. Жаль, что не было возможности задержаться в комнате на часок.
Шляпные коробки из шпона и котофей, пользующийся особой популярностью у осматривающих “бабушкину” комнату туристов. Интересно, в каком году его сделали…
У шкафа с котиком — столик-геридон и винтажная лампа с абажуром:
В следующем материале об этой экскурсии я рассказал об одной из лучших смотровых площадок Санкт-Петербурга, которую мы посетили в конце прогулки.
Реклама: (1) ООО «Спутник» ИНН 7814547081, (2) ООО «Яндекс Вертикали» ИНН 7736207543, (3) ООО «Суточно.ру» ИНН 7709908155