На днях я получил деньги за ваучеры, выданные Аэрофлотом за неиспользованные билеты. Рассказываю на собственном опыте, как вернуть деньги, если вы так и не использовали ваучеры этой авиакомпании.
Откуда у меня ваучеры Аэрофлота
В ноябре 2019 года я купил билеты из Екатеринбурга в Черногорию (и обратно) на себя, жену и несовершеннолетнюю дочь. Дата предполагавшегося вылета — 11 июля 2020 года. Все билеты я оплачивал своей кредитной картой (Альфа банк). Покупка была произведена на официальном сайте Аэрофлота.
Авиакомпанией-перевозчиком должна была быть “Россия”, относящаяся к Аэрофлоту. Сразу скажу, что никакой разницы в процедурах возврата средств по ваучерам между “Россией” и Аэрофлотом нет.
Весной 2020 года началась пандемия. До июня я еще надеялся, что все успокоится, и мы сможем полететь. Однако этого не случилось, авиасообщение с Черногорией было остановлено.
Правительство РФ разрешило Аэрофлоту не возвращать деньги за неиспользованные в связи с пандемией билеты. Вместо этого были в электронном виде выданы ваучеры. Они позволяли в дальнейшем оплатить билеты на соответствующую сумму на сайте Аэрофлота.
Как я воспользовался ЧАСТЬЮ ваучеров Аэрофлота
Итак, 22 июня 2020 года мне выслали 3 ИМЕННЫХ ваучера. Ими можно было оплатить билеты в течение трех лет с предполагавшейся даты вылета, то есть до 11 июля 2023 года. При этом Аэрофлот предоставлял 15% скидку при первой покупке билета (билетов) ваучером.
Оплатить ваучером можно было только билет пассажира, на которого выписан ваучер, и его спутников.
Кроме того, в течение этих трех лет Аэрофлот неоднократно проводил и продолжает проводить акции с дополнительной скидкой при оплате билетов ваучерами.
В 2022 году я дважды воспользовался ваучерами для оплаты. Обещанную скидку 15% при этом тоже получил.
На ваучер жены я купил билеты из Екатеринбурга в Санкт Петербург и обратно на себя, жену и дочь. При этом от этого ваучера остался неиспользованный остаток в 603 руб. Размен одного билета в Черногорию (3340 км от Екатеринбурга) на три билета до Питера (1780 км от Екатеринбурга) показался мне весьма выгодным.
Своим ваучером я частично оплатил билеты на Мальдивы для себя и жены. Кстати, вот статья, в которой я описываю, сколько стоит отдых для двоих на Мальдивах на 10 дней.
В итоге, к окончанию срока действия ваучеров у нас остался неиспользованным ваучер дочери (21603 руб) и остаток ваучера жены (603 руб).
Прошло 3 года, возникли нюансы
И вот настало 11 июля 2023 года. Срок 3 года, по истечении которых Аэрофлот обязался вернуть деньги за наши неиспользованные ваучеры, завершился.
Я изучил вопрос, как вернуть деньги за ваучеры Аэрофлота. На первый взгляд, процедура выглядела несложно. Нужно было заполнить заявления на сайте Аэрофлота и ждать деньги. Но в моей ситуации были нюансы. За прошедшие 3 года:
- кончился срок действия кредитной карты, которой были оплачены билеты;
- я не хотел больше пользоваться кредиткой, поэтому карту не пролонгировал, а расчетный счет, к которому она была привязана, закрыли;
- и у меня, и у жены с дочерью, в связи с истечением срока действия произошла смена загранпаспортов, на которые были оформлены исходные билеты в Черногорию;
- дочь была несовершеннолетней на момент покупки билетов, но теперь она уже совершеннолетняя.
Как впоследствии выяснилось, смена загранпаспортов не является проблемой для возврата средств. А вот то, что стала недействительна карта, использованная для оплаты билетов, сильно затруднило процедуру возврата денег.
Оформление заявления на возврат денег за неиспользованный ваучер на сайте Аэрофлота
На сайте Аэрофлота написано, что возврат денег за ваучеры осуществляется на карту, с которой оплачивались билеты. Если это невозможно, они обещают после заполнения заявления на сайте позвать в офис.
Понятно, что с учетом моих нюансов у меня было мало шансов вернуть деньги, просто оформив заявление на возврат онлайн, но я все же решил попробовать.
17 июля 2023 я заполнил онлайн-форму на возврат денег за неиспользованные ваучеры на официальном сайте Аэрофлота по этой ссылке.
Заполнял дважды — на каждый из неиспользованных ваучеров. При заполнении, среди прочего нужно ввести не только номер ваучера, но и код его активации. Эти коды при выдаче ваучеров поступили мне от Аэрофлота в виде СМС отдельно от самих ваучеров, которые пришли на электронную почту
После оформления заявлений о возврате денежных средств мне на электронную почту от Аэрофлота пришли подтверждения об их приеме с указанием номеров, которые присвоили заявлениям. Еще через 20 минут на электронную почту пришло еще по одному письму на каждый ваучер.
В письмах была указана приблизительная сумма процентов, которые Аэрофлот был готов выплатить мне за пользование моими деньгами в течение трех лет:
- 137 руб по остатку ваучера жены (603 руб)
- 4889 руб по остатку ваучера дочери (21603 руб)
Кроме того, предлагалось заполнить реквизиты, по которым будут перечислены деньги. Именно это породило у меня надежду, что деньги удастся вернуть без дополнительных манипуляций, несмотря на то, что моя исходная карта уже не действительна.
Я тут же заполнил реквизиты. При этом для ваучера жены указал ее, а не свои реквизиты. Для дочери сделал также, так как она совершеннолетняя, и уже имеет счет в банке.
Начал ждать, надеясь, что либо придут деньги, либо у меня попросят дополнительные данные, либо вызовут в офис Аэрофлота.
Долгое ожидание
Прошло две недели… По результатам оформления заявлений на возврат денег за ваучеры не произошло ровным счетом ничего.
Я понимал, что для решения вопроса видимо надо уже ехать в офис Аэрофлота. Однако свободного времени на это не было, да и очень не хотелось к ним наведываться. Для меня это не ближний путь, и было подозрение, что без очереди в офисе не обойдется. С просроченными ваучерами я ведь далеко не один такой…
В итоге с момента оформления заявлений на возврат денег я прождал больше месяца, но результат был прежний — полная тишина.
Надо ехать в офис Аэрофлота, дальше ждать бесполезно. Понимая, что без подготовки моя поездка туда может оказаться не единственной, решил сначала позвонить в службу поддержки Аэрофлота, чтобы прибыть в офис на 100% готовым.
Обращался в авиакомпанию я по номеру 8-800-444-5555 (по России звонок бесплатный).
Вот что мне сказали в поддержке Аэрофлота:
- Да, вам нужно ехать к нам в офис, в вашей ситуации иначе деньги за ваучеры не вернуть (из-за того, что использованная для оплаты карта теперь не действительна).
- Ехать придется и вам, и жене, и дочери. Или оформляйте доверенность).
- Нужно привезти справку из банка, что карта была оформлена на вас. И справку о том, что платеж по билетам был с этой карты.
Про смену загранпаспортов я даже не стал спрашивать. Решил, что возьму новые и старые загранпаспорта.
Заниматься сбором справок и ехать в офис Аэрофлота сильно не хотелось. Поэтому заодно спросил, нельзя ли просто пролонгировать ваучер. Еще за год я бы его наверняка использовал, тем более при сохранении скидки 15%. Однако ответ был отрицательный — ваучер больше не действует, пролонгация невозможна.
Справки из банка
Была у меня небольшая надежда, что хотя бы справки из банка можно получить онлайн. Но увы, за давностью времени необходимые мне справки в Альфа банке онлайн получить было невозможно.
Пришлось ехать в банк, посидеть в очереди. Сразу же справки сделать не смогли. Пришлось подождать 3 дня и снова ехать в банк за готовыми справками. Боялся, что справки будут платными (тем более, что я в Альфе больше не обслуживаюсь). Но нет, все сделали бесплатно.
Что касается формы справок, строгих требований со стороны Аэрофлота нет. Я просто показал в банке старую карту и паспорт, объяснил в связи с чем прошу справки, и назвал дату и сумму транзакции, по которой мне нужна справка.
Документы попросил в двух экземплярах, так как у меня оформлены в Аэрофлоте два разных заявления. Заранее скажу, что по факту оказалось достаточно одного экземпляра.
Оформляем возврат денег за ваучеры в офисе Аэрофлота
Получив справки в банке, 7 сентября 2023 я с дочерью и женой выехал в офис Аэрофлота.
Адреса офисов Аэрофлота можно посмотреть здесь.
Кстати, я так и не понял, так ли уж нужно было присутствие дочери. Никаких действий в офисе она не совершала. Менеджер ее видела, но никаких документов дочь сама не подписывала, и личность ее по паспорту не сверяли.
Как я и ожидал, в офисе была очередь. Ждали примерно пол часа. Ладно хоть не стоя.
Менеджер Аэрофлота оказалась очень учтивая.
4 загранпаспорта, которые я взял, так и не понадобились). По факту проверили только обычные паспорта у меня и жены, а также забрали справки из банка (по одному экземпляру). Конечно, понадобились номера заявлений, которые я оформил на сайте. Если бы заявления на сайте я не писал, понадобились бы номера ваучеров и коды их активации, дата покупки билетов и их стоимость. Разумеется, понадобились карты и их реквизиты (те, на которые я хотел получить возврат денег за ваучеры).
По документам я допустил промашку, не взяв свидетельство о рождении дочери (в поддержке по телефону об этом не предупреждали). Но менеджер сказала, что ее устроит и скан в электронном виде. К счастью, он был у меня на телефоне, и я тут же переслал файл на электронную почту менеджера.
Далее мы с женой заполнили по 2 заявления. Жена — от своего имени, а я — относительно ваучера дочери. Одно заявление относительно возврата денег за ваучер, а второе — о сумме процентов, набежавших за 3 года с этой суммы.
Проценты
Проценты начисляются на неизрасходованный остаток суммы ваучера.
Выше я уже указывал предварительный размер процентов, но поскольку с момента подачи заявления на сайте прошло еще 1,5 месяца, начисления должны были вырасти. Проценты должны начисляться за весь период до момента возврата денег за ваучер. Сумма по процентам рассчитывается по ставке ЦБ РФ.
В суете оформления документов в офисе я не удосужился проверить начисленную сумму процентов. Да и не так уж она велика, чтобы обращать на нее внимание. Насчитали, да и ладно. Однако уже сейчас, в процессе написания статьи, я обнаружил, что проценты, которые мне насчитали в офисе, оказались не больше первоначальных (как должно было быть), а меньше! Мелочь, но осадок остался…
Например, по дочери изначально на сайте было насчитано 4889 руб, а в офисе через 1,5 месяца насчитали почему то 4538 руб.
Фактический возврат денег за ваучеры
В офисе Аэрофлота нам пообещали, что деньги придут в течение 10 дней.
По факту сроки получились следующие:
- Сначала, через 6 дней, пришли проценты.
- Затем, через 8 дней после визита в офис Аэрофлота, вернулись непосредственно неизрасходованные суммы ваучеров.
Кстати, в офисе была опция на месте получить проценты наличкой, но я не захотел. Все равно основную сумму Аэрофлот готов вернуть только на карту.
Теперь, пройдя всю процедуру, я понимаю, что мог бы вернуть деньги за ваучеры гораздо раньше. Надо было еще до окончания срока действия ваучеров получить справки в банке. А когда ваучеры просрочились, сразу ехать в офис Аэрофлота, минуя стадию оформления заявлений на сайте.
Если же у вас до сих пор актуальна карта, которой вы оплачивали билеты, то вы наверняка элементарно сможете вернуть деньги за ваучеры, просто заполнив заявление на сайте Аэрофлота.
Проценты это доход. У Вас выдрали эти 13%.
Может быть… Хотя разница между указанными числами меньше 13%
Здравствуйте, подскажите были случаи ,что билеты были куплены с карты другого человека, как вернуть деньги за именной ваучер?
Здравствуйте. В статье я рассказываю как раз о случае, когда билеты были куплены с карты другого человека (с моей карты — для жены и дочери). Без участия человека, с карты которого было произведена оплата, при возврате не обойтись.
Отлично все описали. Я как раз искала, как мне получить деньги за ваучер от аэрофлота, и ничего лучшего не нашла.
Спасибо Вам огромное.
Пожалуйста. Рад, что помог!
Алексей, у меня 20.06.2024 года истекло 4 года, а вернут ли мне теперь, где читал, что до 4 лет можно обращаться
Здравствуйте. Насколько мне известно, по истечении 4-х лет они прекратят начислять % за пользование вашими деньгами, вот и все. Про то, что через четыре года «простят долг» владельцам ваучеров, речи не шло.