Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве также известен, как музей-квартира Алексея Максимовича Горького. Это один из наиболее ярких примеров архитектурного стиля модерн дореволюционной России.
История здания постройки 1903 года тесно связана с тремя персонами — его знаменитым архитектором Федором Шехтелем, первым владельцем предпринимателем Степаном Рябушинским и Максимом Горьким, который жил там с 1931 года до конца жизни.
Мы побывали на экскурсии в усадьбе Рябушинского от команды “Города & Люди”¹ и в увлекательной форме за 2 часа получили большой объем информации как об этом неординарном здании, так и о судьбе Шехтеля, Рябушинского и Горького.
Где находится особняк Рябушинского
Адрес особняка Рябушинского — Москва, улица Малая Никитская 6/2, строение 5.
На самом деле, усадьба состоит из двух зданий. Помимо самого особняка, это его флигель, предназначавшийся для прислуги:
Флигель конечно смотрится скромней, чем основное здание. Но как здание для прислуги, выглядит очень достойно, что говорит о том, что к своему персоналу Степан Рябушинский относился весьма лояльно. Здание настолько хорошо, что с 1941 до конца жизни в нем проживал Алексей Толстой. Сейчас там музей-квартира писателя. Наша экскурсия не включала посещение флигеля.
Кстати, интересующимся творчеством Толстого будет интересно обратить внимание на его музей-усадьбу в Самаре.
Координаты особняка Рябушинского: 55.758162, 37.596316
Локация безусловно относится к центру Москвы — отсюда 15 минут пешком до Кремля.
Особняк Рябушинского снаружи
Гид начала рассказ об архитектурных особенностях особняка Рябушинского снаружи здания. Помимо формы ограждений, окон и оконных переплетов, внимание сразу привлекают мозаики на фасаде.
Вид на особняк со стороны Малой Никитской:
А вот как выглядел особняк с той же точки 86 лет назад:
Рассказ гида об истории постройки особняка сопровождался иллюстрациями:
Мозаики и кирпичная кладка в отличном состоянии, а вот оштукатуренные участки террасы пора бы уже ремонтировать:
Мозаика изображает орхидеи. В ней есть кусочки золотистой смальты, что позволяет мозаике “играть” в ясную погоду. Увы, это был не наш случай.
На момент окончания строительства деревьев вокруг особняка не было, так что все его интересные особенности можно было наблюдать во всей красе. Увы, сейчас нормально просматривается только часть фасада со стороны Малой Никитской, а вот со стороны улицы Спиридоновка особняк довольно плотно закрыт деревьями. Вот как выглядело здание с этой стороны в 1938:
Модерн, Федор Шехтель и его работы
Рассказ об особняке Рябушинского будет неполным без упоминания его архитектора — Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926) и стиля модерн, в котором он в том числе работал.
Модерн возник в конце 19-го — начале 20-го века. Он совершенно оправдывал свое название — это были новаторские, нестандартные, современные художественные решения, существенно отличавшиеся от классических стилей. Модерн и сейчас смотрится необычно, а век назад видимо выглядел совершенно “не от мира сего”.
Для меня олицетворение этого стиля — работы знаменитого каталонского архитектора Антонио Гауди. Вот мои статьи, посвященные его шедеврам, которые удалось посетить:
В парке Гуэль:
Если вам нравятся работы Гауди, то видимо и творения Шехтеля в стиле модерн придутся по вкусу.
Федор Шехтель начал работать в стиле модерн в 1900 году. Первая его работа с частичным использованием модерна — скоропечатня (типография) Левенсона. Здание он спроектировал в стиле готики, а внутреннюю лестницу — в стиле модерн.
Скоропечатня Левенсона:
Большая часть проектов Шехтеля в стиле модерн относится к периоду 1900-1910.
Шехтель — автор более 210 архитектурных работ, из которых сохранились до наших дней около 80.
Большинство шедевров архитектора расположено в Москве. Среди самых известных:
- Личный особняк Шехтеля, ул. Большая Садовая 4с1
- Скоропечатня Левенсона, Трехпрудный переулок 9с1
- Особняк Зинаиды Морозовой, ул. Спиридоновка 17
- Ярославский вокзал
- Московский Художественный театр имени Чехова, Камергерский переулок 3с1
- Особняк Дерожинской, Кропоткинский переулок 13с1
- Особняк Смирнова, Тверской бульвар 18с1. Внутрь этого здания можно попасть с экскурсией “В гости к водочному королю”¹ от того же организатора, с которым мы посетили особняк Рябушинского.
- Интерьер особняка Морозовых, Подсосенский переулок 21/1. В этот закрытый особняк можно сходить на экскурсию¹ с той же командой.
Пару работ Шехтеля нам удалось увидеть в Нижнем Новгороде. Это здание кукольного театра на Большой Покровской и банк купцов Рукавишниковых на Нижневолжской набережной.
Начинаем экскурсию внутри особняка Рябушинского
Первый увиденный нами, и пожалуй, самый известный элемент интерьера особняка Рябушинского — холл с крайне своеобразной лестницей:
4 снимка холла вы также видите на коллаже в начале этой статьи.
Перила лестницы из эстонского мрамора изображают гребень волны, а уникальный светильник — медузу, которую вынесло этой волной. При взгляде на люстру со второго этажа она воспринимается как черепаха:
Внешний свет попадает в холл через двухэтажный витраж с декоративным балконом.
Перила балкона напоминают голову совы.
Еще один витраж в холле — над дверью между холлом и вестибюлем:
Столовая особняка Рябушинского
Следующее помещение, с которым мы познакомились на экскурсии в особняке Рябушинского — его столовая:
Столовая — самая большая комната первого этажа. В случае с Горьким она служила и гостиной (хотя в особняке изначально была отдельно предназначенная для этого комната — из нее писатель устроил библиотеку).
Нужно отметить, что жить в особняке Рябушинского Горький начал не по своей воле. Когда он окончательно вернулся из Италии в СССР, советское правительство предоставило ему этот особняк и две дачи. Узнав об особняке, пролетарский писатель просил пересмотреть это решение, не считая для себя нормальным жить в условиях кардинально лучше обычных трудящихся. Добиться пересмотра места Горькому не удалось, особняк Рябушинского так и остался ему не мил.
Гид показала нам, как выглядела столовая до Горького:
Над камином, который вы видите на фото, барельеф полунагой женщины-бабочки. Молодые писатели на встречах с Горьким слишком концентрировали на нем свое внимание, и новый хозяин особняка распорядился разобрать камин. В дверном проеме на снимке видно часть холла с люстрой-медузой.
Сейчас со времен Рябушинского в столовой сохранилось только окно и своеобразный потолок. Остальные элементы относятся к периоду Горького. Чайным набором за столом отмечено место, которое традиционно занимал писатель:
Люстра, оставшаяся с 1930-х, вместо оригинальной в стиле модерн, которую вы видите на фото выше:
Гостиная Рябушинского / библиотека Горького
Установив в прежней гостиной книжные шкафы, Горький сохранил многие интересные модерн-элементы Шехтеля. Внимание сразу привлекает сложная лепнина и картуш на потолке, своеобразный оконный переплет и замысловатый карниз для штор:
Обратите внимание на улитку слева:
На картуше — снова улитка (к сожалению, частично закрыта на снимке люстрой) и хризантемы:
Правая часть карниза для штор:
Под стать карнизу оформление двери между гостиной и столовой:
Пожалуй, после холла из всех комнат особняка Рябушинского-Горького гостиная меня впечатлила больше всего.
Вестибюль
Далее мы перешли в вестибюль, который запомнился в первую очередь замысловатыми ручками дверей парадного входа, напоминающими бабочку:
Необычных ручек в стиле модерн в особняке хватает, но эти — самые большие.
Кабинет особняка Рябушинского
Кабинет Рябушинского выполнял ту же функцию и во время проживания здесь Горького.
Шкаф над камином — единственный элемент мебели кабинета, спроектированный Шехтелем. Остальные — дополнения более позднего периода.
Коллекция нэцкэ в шкафах кабинета — одна из лучших в России, принадлежала Горькому. Писатель был большим поклонником японского искусства.
Похоже, кабинет был приоритетной комнатой Горького в особняке. Здесь он творил и собрал максимум своих любимых предметов.
Малый кабинет Рябушинского / спальня Горького
Следующая комната на первом этаже особняка проектировалась, как малый кабинет первого владельца. Спальня изначально находилась на втором этаже. Однако, у Горького были проблемы со здоровьем. Настолько серьезные, что подъем на второй этаж для него был в тягость. Поэтому вскоре после заселения второй этаж отдали семье сына писателя, и Горький туда больше не ходил. А спальню писателя оборудовали в бывшем малом кабинете Рябушинского:
Горький пережил сына на 2 года. После смерти писателя до 1965 в особняке продолжала жить его невестка Надежда Пешкова, благодаря энтузиазму которой здесь в дальнейшем открыли музей-квартиру Горького.
Окно спальни выходит в сад. На тумбочке — фото внучки Горького, одно из последних, сделанных сыном писателя. На картине — вид итальянского побережья у виллы, где жил Горький.
Витраж за шкафом — смежный с большим кабинетом. Жаль, что шкаф его почти наполовину перекрывает. Очевидно, что такое расположение мебели не входило в план Шехтеля:
На первом этаже мы также заходили в небольшую секретарскую комнату, но большого интереса она не вызвала.
Второй этаж особняка
В холле второго этажа внимание привлекает колонна с капителью, изображающей саламандр и кувшинки:
Сейчас наверху размещена экспозиция, посвященная Горькому.
Слева — один из самых известных портретов писателя. Его автор — Борис Григорьев, кстати тоже работавший в стиле модерн:
Потайная моленная
Глядя на снимки усадьбы Рябушинского с улицы, вы наверно решили, что это двухэтажное здание. Однако у него есть и небольшой третий этаж, который Шехтель намеренно спроектировал так, чтобы его не замечали посторонние.
Чтобы объяснить такое решение, нужно немного рассказать о Степане Рябушинском (1874-1942). Этот выдающийся предприниматель относился к династии старообрядцев. Кстати, старообрядцами являются многие успешные предприниматели России. Например, Морозовы, Солдатенковы и Гучковы.
Основатель династии, калужский крестьянин Михаил Рябушинский (1786-1858) смог “прорваться” в купцы. Одно из предпринимательских достижений Степана Рябушинского — начало строительства первого автозавода России (АМО). Процесс был завершен примерно на 70%, но прерван из-за революции. В дальнейшем на базе АМО начал работать советский автозавод ЗиЛ.
Но вернемся к потайному этажу…
Дело в том, что до 1905 года старообрядцы в России были вне закона. А строительство особняка Рябушинского завершили в 1903. Семье владельца особняка и его подчиненным (которые в основном набиралась из единоверцев) нужно было иметь возможность молиться, не привлекая постороннего внимания. Поэтому Шехтель спроектировал неприметный третий этаж, на котором находилась старообрядческая моленная.
Окна у узкой лестницы, ведущей на третий этаж:
Роспись моленной с элементами модерна — также авторства Шехтеля:
Надпись в основании купола — на древнегреческом языке. Там четырежды написано: «Истинные христиане воспримут святость за свои страдания в день страшного суда».
Кроме моленной, на третьем этаже есть небольшая комната с экспозицией, посвященной Рябушинским.
Здесь наша экскурсия по особняку Рябушинского завершилась. Два часа пролетели очень быстро. Большой объем информации воспринялся на удивление легко. Возможно, благодаря увлеченности нашего гида выдающимися персонами Шехтеля и Рябушинского. Особенно экскурсия понравилась моей жене.
Что еще посмотреть рядом с особняком Рябушинского
В 80 метрах от особняка, на схождении Большой и Малой Никитской, расположен интересный фонтан с ротондой, внутри которой скульптура Александра Пушкина и Натальи Гончаровой:
Фонтан был местом сбором нашей группы перед экскурсией в особняк Рябушинского.
Место для фонтана выбрано не случайно. Находящаяся рядом с ним, напротив особняка Рябушинского церковь Большое Вознесение — место венчания Пушкина и Гончаровой:
Чуть дальше на Большой Никитской внимание привлекает роскошный доходный дом Элькинда:
Реклама: (1) ООО «Спутник» ИНН 7814547081