КФХ Родник: встретили день с видом на Сулакский каньон

Вид на Сулакский каньон с КФХ Родник

Первую ночь осеннего путешествия по Дагестану мы провели на базе отдыха КФХ Родник у знаменитого Сулакского каньона. Доехать туда не так уж легко, но у базы есть ряд уникальных особенностей, ради которых это точно стоит сделать. О них я расскажу в данной статье.

Где находится КФХ Родник и как туда добраться

База расположена с западной стороны Малого Сулакского каньона, заслуженно любимого туристами.

Координаты КФХ Родник: 43.031745, 46.778786

Путь из аэропорта Махачкалы до Родника на машине занимает примерно 2,5 часа, расстояние 125 км (если ехать через села Хубар, Инчха и Миатли). После Миатли (это уже район Сулакского каньона) начинается участок дороги плохого качества с набором высоты около 850 м. Протяженность этого участка 25 км. На пузотерке ехать там я бы не посоветовал (хотя некоторые все же ездят).

Общественный транспорт к КФХ Родник не ходит.

На базе можно заранее заказать трансфер с аэропорта, в марте 2024 он стоил 4000 руб.

А вот как происходил трансфер в Родник в нашем случае…

Мы путешествовали по Дагестану с Рамазаном — нашим ранее проверенным гидом. Он завез нас на КФХ Родник поздно вечером после первого дня путешествия (мы ездили из аэропорта в Хунзахский район) и забрал оттуда утром. Кстати, вот полный маршрут нашей недельной поездки по Дагестану и Чечне.

Связаться с Рамазаном можно на его сайте по этой ссылке¹. Для читателей моего блога я договорился с ним о скидке 5% на экскурсии по промокоду 33WAYS.

Ехали к Роднику мы уже поздно вечером. Проселочная грунтовка, темнота, да еще и густой туман опустился — куда ехать, непонятно. Благо, что Рамазан бывал тут уже бесчисленное количество раз, так что добрались мы благополучно. Сам бы я сесть за руль в таких условиях не решился.

Привлекательные особенности КФХ Родник

Мы уже были на Роднике во время нашего первого путешествия по Северному Кавказу. Тогда мы ограничились лишь осмотром Сулакского каньона со смотровой площадки КФХ. Еще тогда я влюбился в это место и решил, что в будущем нам надо обязательно здесь пожить, чтобы иметь возможность встретить рассвет с видом на каньон.

Вот съемка Сулакского каньона с дрона в районе КФХ Родник, сделанная во время того путешествия:

Дагестан, вид на Сулакский Каньон с коптера от КФХ Родник

И вот мы приехали реализовать ту самую мечту…

“Фишка” КФХ Родник состоит в том, что туристы могут снять тут жилье на самой большой высоте в районе Малого Сулакского каньона. Она составляет почти 1000 м над уровнем моря.

На западной стороне каньона есть места и выше (по карте я находил высоты до 1070 м), да вот только жилья там нет.

Что касается восточной стороны Малого Сулакского каньона, там по карте я не находил точек выше 980 м. Опять же, жилья для туристов на этих пиках нет.

Вторая “фишка” КФХ Родник связана с названием базы. КФХ — это “Крестьянское Фермерское Хозяйство”. В данном случае речь идет не о формальном названии. Фермерская деятельность здесь действительно ведется. Тут и коровы, и много чего еще. В кафе комплекса предлагаются блюда из произведенной здесь же продукции. На базе все условия для столь модного последнее время (и любимого мной) агротуризма.

Коровы бродят по КФХ Родник:

Коровы

И вот представьте, вы просыпаетесь утром на дагестанской ферме и идете завтракать на свежем воздухе блюдами из местных продуктов с шикарным видом на красивейший Сулакский каньон. Вид — бомба! Вокруг коровы, кролики, кошки, собаки, поют птички… Представили? Вот и я представил перед путешествием в Дагестан. Правда, в реальности у нас кое-что пошло не совсем так, как рисовало мое оптимистичное воображение. Но об этом чуть позже.

Проживание на КФХ Родник

Я заранее связался с администрацией базы, предупредив о нашем позднем приезде. Нас ждали, затопив в номере печь с открытой топкой (30 сентября, в горах уже было прохладно). Почти камин, уютно:

Очаг

Вообще, номера в КФХ Родник сдаются трех типов²:

Ссылки выше ведут на страницы с подробным описанием номеров на моем любимом сервисе Суточно, там можно забронировать наиболее подходящий вариант. Я так и поступил, выбрав 5-местный номер (мы ездили с друзьями вчетвером, а брать номер без удобств не хотелось). Именно 5-местный номер я и буду дальше описывать.

Кстати, если решите остановиться в КФХ Родник, рекомендую бронировать проживание сильно заранее. База очень популярна ввиду своей уникальности, номера в сезон быстро разбирают! Тем более, что их там изначально немного.

Нюанс — в номерах КФХ с санузлами только холодный водопровод. Горячую воду, если надо, можно нагреть на печи в имеющихся в номере ведрах. Когда мы вошли в номер, вода в ведрах уже была горячей. На печи можно вскипятить и имеющийся там чайник.

Для тех, кто не представляет себе жизни без горячего душа, на базе он имеется — общий, недалеко от номера (но идти к нему надо по улице). Мы одну ночь перебились и без него.

Вот как выглядит санузел в номере, он просторный:

Санузел номера в КФХ Родник

Жилую комнату я отснял уже на следующее утро:

Внутри номера КФХ Родник

Как видите, в номере одна двойная и три одноместных кровати:

Внутри 5-местного номера в КФХ Родник

Номер и белье чистые. Есть хороший Wi-Fi.

Так выглядит дом с номерами, в одном из которых мы провели ночь (наш — крайний слева):

Один из корпусов

Долгожданное утро на КФХ Родник

Как я уже написал выше, накануне вечером в горах в районе Сулакского каньона опустился густой туман. Были серьезные опасения, что к рассвету он никуда не денется, и наши ожидания встретить рассвет с шикарным видом на Сулакский каньон не оправдаются. Увы, так и вышло…

Мы поставили будильник, чтобы проснуться до рассвета. Глянув в окно, поняли, что все совсем не здорово — видимость была вот такая:

Зона для отдыха в тумане

Ну раз уж все равно встали, решили пройтись до смотровой площадки. От жилого блока до нее метров 250. Пока собирались и неторопливо шли, ситуация стала получше, но принципиально не изменилась.

Это двухуровневая смотровая площадка КФХ Родник, за ограждением — склон Сулакского каньона, но, как видите, там полное “молоко”:

Смотровая площадка в тумане

Надежда, что туман рассеется, не покинула нас окончательно. Хотя план увидеть отсюда Сулакский каньон на рассвете уже очевидно потерпел фиаско.

Времени было около 6, заказы на завтраки в Роднике начинают принимать с 8. На полчаса мы вернулись в номер, а потом пошли изучать территорию. Туман потихоньку рассеивался…

Животные на территории базы

Для любителей “братьев наших меньших” на КФХ Родник рай. Кошек тут просто тьма. Также с ними, пусть и не бесконфликтно, уживалась пара собак — мама с подросшим щенком.

Собака

И собаки, и кошки с удовольствием идут на контакт с туристами. Собаки вели себя прилично — попусту не лаяли, агрессии не проявляли. Одно из их развлечений — загнать кота на дерево:

Коты и собаки КФХ Родник

Кошки тут разных пород, все симпатичные и вполне упитанные:

Кот

Хотите погладить? Да пожалуйста:

Ну а когда мы начали завтракать, от кошачьей братии просто не было отбоя. В приглашении к столу они не нуждались, ну разве что на голову никто из них не залез:

Кошки КФХ Родник

Коровы ходят по территории КФХ Родник свободно, в том числе перед смотровой площадкой.

Еще мы увидели у хозяйственных построек белых кроликов. Но разгуляться этим милым созданиям не давали собаки.

Говорят, на КФХ есть еще лошади и козы, но мы не успели их увидеть. Еще тут организуют катание на лошадях.

Завтрак на КФХ Родник

Пока было свободное время до начала завтрака, мы ознакомились с местным меню:

Меню КФХ Родник

Наша компания выбрала разные виды комплексных завтраков. Мы с женой дополнили их: я — сырниками, а Таня — кураговой кашей. Каша в центре кадра, темное пятно посередине чашки — местная ореховая паста урбеч:

Завтрак КФХ Родник

“Деревенский завтрак” и сырники:

Деревенский завтрак

Завтрак “Родник”:

Домашний творог КФХ Родник

Шашлык на завтрак мы конечно не заказали — с утра желания есть мясо нет. Жаль, что мы не обедали в КФХ Родник, ведь в отзывах местный шашлык сильно нахваливают.

Завтраком все наелись, было вкусно, обстановка вокруг умиротворяющая. Рекомендую!

Пространство для трапез перед смотровой площадкой, справа за туманом — каньон:

Пространство перед смотровой площадкой

Фотогеничные самовары:

Самовары

Вид на Сулакский каньон

После завтрака туман частично рассеялся. Перед нами предстала вот такая картина:

Сулакский каньон

Светлое пятно справа у линии горизонта — Чиркейское водохранилище. Со смотровой КФХ Родник при хорошей видимости и зрении можно рассмотреть даже некоторые элементы Чиркейской ГЭС. Через несколько дней мы побывали там на экскурсии.

Вид на Сулакский каньон с первого уровня смотровой площадки:

Вид на Сулакский каньон с первого уровня смотровой

Слева от смотровой стоит павильон, вот вид на каньон оттуда. В центре линии горизонта снова видно светлое пятно Чиркейского водохранилища:

Вид на Сулакский каньон из павильона

Далее пара фото видов Сулакского каньона со смотровой площадки с максимальным приближением, на которое способен мой объектив. Признаюсь, тут пришлось сильно обработать снимки, чтобы убрать дымку от тумана. Но что касается цвета воды, он реально такой, как на фото.

Малый Сулакский каньон

Населенный пункт справа на снимке выше — село Зубутли. Там находится пристань, откуда стартуют катера, следующие по самому живописному участку Сулакского каньона (с водопадами). Одна из двух дорог в Зубутли ведет как раз через КФХ Родник. От Родника до Зубутли ехать 10 км, примерно полчаса в пути. Первый раз мы оказались на Роднике именно проездом в Зубутли.

На КФХ организуют поездки к пристани с катерами — пожалуй, это главный местный аттракцион. Гостям здесь могут предложить и другие экскурсии по Дагестану. Но надо понимать особенность локации — если на прогулку на катерах по каньону с КФХ ездить очень удобно, то вот при выезде на другие экскурсии придется потерять на дорогу туда-обратно дополнительные пару часов в сравнении с выездом из сёл Миатли или Ново-Зубутли. Кстати, вот моя статья о различных вариантах проживания у Сулакского каньона.

Разница высоты между смотровой площадкой и поверхностью воды — примерно 800 м:

Малый Сулакский каньон

Впечатления

Сделав фото после завтрака, мы отправились изучать Дагестан дальше. По плану в этот день мы должны были увидеть Ирганайское водохранилище, поднявшись над ним на высоту более 800 м, а также “Страну Башен” Гоор. Об этом — в следующих статьях цикла о путешествии в Дагестан.

Что касается впечатлений от КФХ Родник, жалко конечно, что нам помешал туман. Но что поделать, не всегда же нам должно везти с погодой. Могло бы быть и хуже, если бы был дождь.

Я расспросил у Рамазана, когда выше вероятность попасть тут на туман. Он сказал, что с осени до середины мая. А вот летом туман бывает в единичных случаях. Это касается именно тумана на высоте свыше 800 м. Судя по фото других туристов, иногда тут бывает обратная ситуация, когда наверху тумана нет, но есть внизу каньона, у воды. Выглядит сверху это очень здорово — словно внизу окруженная горами молочная река. Хотелось бы это увидеть своими глазами…

Надеюсь, у нас получится еще раз пожить на КФХ Родник, на этот раз летом. Попробовать местный шашлык, покататься на лошадях и увидеть красивый рассвет на Сулакском каньоне.

Не смотря на погодный нюанс, база нам понравилась. А еще — там радушные люди. К ним хочется возвращаться!

Видеосъемка со смотровой площадки Родника после того, как туман немного спал:

Встречаем день у Сулакского каньона в Дагестане, КФХ Родник

Реклама: (1) самозанятый Абдурахманов Р. А. ИНН 056210690113, (2) ООО «Суточно.ру» ИНН 7709908155