В статье пойдет речь о двух заключительных днях нашего 4-дневного речного круиза из Нижнего Новгорода в Москву. Отзыв о первых двух днях вы можете прочесть в предыдущей заметке.
Круиз проходил с 1 по 4 мая 2024 на теплоходе “Огни большого города”¹. По ссылке можно посмотреть мой отзыв об “Огнях большого города”. Напомню, что по пути следования мы сделали остановки в Городце, Ярославле и Угличе.
В этой части отзыва о круизе заметно больше фотографий. Это не потому, что вторая половина маршрута значительно красивее первой. Просто погода в заключительные дни речного круиза из Нижнего Новгорода позволяла делать более красочные фото. Это стимулировало желание больше снимать.
Расписание речных круизов¹:
Вот некоторые фрагменты нашего круиза на видео:
Речной круиз из Нижнего Новгорода в Москву: встречаем утро третьего дня в Мышкине
Напомню, что вечерние сумерки второго дня круиза застали нас на выходе из Ярославля. Там мы были на экскурсии, о которой я расскажу в отдельной статье.
До утра следующего дня наш круизный теплоход прошел города Тутаев, Рыбинск и ненадолго заходил в Рыбинское водохранилище.
Я возобновил съемки на третий день круиза утром, когда мы проходили город Мышкин. Первый объект — ротонда (постройка 2014), за которой видна Георгиевская часовня (2008):
Деревянный дом справа от ротонды — вокзал Шереметевых. Его переместили сюда из другой локации под Мышкиным. Вокзал функционировал в конце 19 века на узкоколейной железной дороге, использовавшейся для вывоза леса из владений Шереметевых. Сейчас в нем музей “Труженики тыла”.
Далее внимание в Мышкине привлекает Успенский собор (1805-1820):
Как видите, набережная в Мышкине сделана очень достойно.
После Успенского видим Никольский собор (1764-1769) — самый старый архитектурный памятник Мышкина. Голубое здание перед собором — отель МышкИнн. Справа от отеля — причал:
Об отеле МышкИнн отличные отзывы. Всю информацию о нем можно посмотреть по этой ссылке².
Здесь в кадре МышкИнн вместе с Успенским собором. Должно быть, из этого отеля шикарные виды:
Музей “Мышкины палаты” (2008):
Мы в Мышкине к сожалению не останавливались.
Участок круизного маршрута Мышкин — Углич
От Мышкина до Углича, где у нас планировалась остановка, около 34 км хода по Волге.
Первый заинтересовавший меня объект на этом отрезке — Преображенская церковь (1763) в селе Поводнево, в 5 км от Мышкина. Возможно, фото этого не передает, но купола храма на солнце сверкали, как стразы:
Координаты Преображенской церкви: 57.745095, 38.434742
Продолжил снимать примерно через час. На этот раз в кадре Воскресенская церковь (1779) в деревне Воскресенское:
Координаты Воскресенской церкви: 57.599056, 38.347072
Через 20 минут на другом берегу Волги появилась Ильинская церковь (1753) в селе Золоторучье:
Координаты Ильинской церкви: 57.549136, 38.312263
Речной круиз из Нижнего Новгорода в Москву, третья остановка — Углич
Село Золоторучье — можно сказать, пригород Углича. У этого города Волга делает поворот почти на 90 градусов.
Из трех городов, где мы останавливались во время речного круиза из Нижнего Новгорода в Москву, Углич мне понравился больше всего.
Хотя сравнение Углича с Ярославлем в нашем случае необъективно. В Угличе мы гуляли солнечным утром, все вокруг играло насыщенными красками, а в Ярославле оказались под вечер. Было чрезвычайно пасмурно, и город показался темным и серым. Что касается Городца, то он по масштабам и зрелищности уступает и Угличу, и Ярославлю.
В целом очень понравились все три города. Просто в разной степени.
Как и в случае с другими городами, где мы останавливались во время круиза, про Углич я написал отдельную статью. Здесь же ограничусь лишь одним фото в качестве анонса будущей заметки. На нем церковь Димитрия на крови в 200 м от пристани. Церковь построили в 1681-1692.
Проходим Угличский шлюз
За Угличем начинается Угличское водохранилище, необходимое для работы одноименной ГЭС. Чтобы попасть в водохранилище из Волги со стороны Углича, нужно пройти одноименный шлюз.
Зачем нужны шлюзы, и как происходит шлюзование теплоходов, я уже подробно написал в статье о нашем круизе из Казани в Самару, не буду здесь повторяться.
Угличский шлюз начали эксплуатировать в сентябре 1941. Специалисты считают его самым красивым на Волге.
Ниже привожу несколько фото, иллюстрирующих прохождение Угличского шлюза нашим круизным теплоходом.
Ждем заполнения камеры шлюза. По проекту заполнение должно происходить за 9,5 минут:
Камера заполнена, на ворота еще не открыты. Обратите внимание на красный сигнал светофора справа:
Ворота открыты, горит зеленый сигнал светофора, наш круизный теплоход начал выход из камеры шлюза:
Видео нашего шлюзования в Угличе:
Вид на шлюз с обратной стороны. За закрытыми вторыми воротами виднеется Волга, уровень которой на 12 м ниже водохранилища, в котором мы находимся:
Пройдя километр от шлюза и взглянув назад, можно увидеть и его арку, и Угличскую ГЭС, разделенные косой:
Угличская ГЭС крупным планом:
Участок круизного маршрута Углич — Калязин
От Углича до Калязина — следующего города на маршруте речного круиза из Нижнего Новгорода в Москву, примерно 45 км хода по Волге. Круизный теплоход может преодолеть это расстояние за пару часов. За это время мы, среди прочего, пообедали и сходили на экскурсию в капитанскую рубку.
Хоть и было холодно, часть туристов отдыхала на так называемой “солнечной палубе” теплохода. Фото сделано от экрана кинотеатра под открытым небом, который оборудован на “Огнях большого города”:
Проходим деревню Тарчево. Это, можно сказать, пригород Калязина. К тому моменту мы уже перешли из Ярославской в Тверскую область.
Кто оформил эту надпись, мне выяснить не удалось.
Координаты надписи “Бог есть любовь”: 57.260460, 37.875473
Речной круиз из Нижнего Новгорода, самое запоминающееся место — Калязин и его затопленная колокольня
И вот мы подошли к Калязину — городу, увидеть который я предвкушал во время этого круиза большего всего.
Первой нашему взгляду открылась Богоявленская церковь (1777-1789). Храм не действующий, внутри краеведческий музей с экспонатами из утерянного местного монастыря:
Вознесенская церковь (1781-1787):
А вот и “гвоздь программы” — “Калязинская колокольня” (1800). Ее вы также видите на первом фото этой статьи.
Достопримечательность также называют “затопленной колокольней”. Полное название — “колокольня Николаевского собора”.
История того, как колокольня в Калязине оказалась окружена водой, следующая…
При создании Угличского водохранилища для работы одноименной ГЭС в 1939 была затоплена историческая часть Калязина. Вода поднялась на 17 метров, покрыв две трети площади города.
Николаевский собор до затопления то ли разобрали, то ли взорвали, но колокольню оставили в покое. Называются две вероятные причины — халатность или намерение использовать колокольню в качестве маяка. В такую халатность при Сталине я не поверю. А вот маяк тут действительно нужен — Волга у Калязина делает поворот почти на 120 градусов, а на этом повороте, помимо затопленной колокольни, еще три острова.
Здесь на заднем плане слева вы видите тарелку радиотелескопа РТ-64 (цифра означает диаметр тарелки в метрах):
Калязинскую радиоастрономическую обсерваторию, главным инструментом которой является этот телескоп, строили с 1974 по 1992.
Координаты радиотелескопа РТ-64: 57.223013, 37.900321
РТ-64 — вторая среди самых больших “тарелок” в России. Всего телескопов этой серии установили два — второй находится в Подмосковье, в деревне Долгое Ледово. А два самых больших радиотелескопа — РТ-70, находятся у села Молочное (Крым) и в поселке Галёнки (Приморский край).
Смотрел фото РТ-64, снятые с более короткой дистанции. Выглядит на них “тарелка” колоссально!
Участок круизного маршрута Калязин — Дубна
На пути из Калязина в Дубну съемки я возобновил лишь у города Кимры. От Калязина до Кимр по Волге примерно 70 км.
Никольская церковь (1838) в деревне Белое Кимрского района:
Координаты Никольской церкви: 56.932149, 37.492508
Кимрский (Савеловский) мост:
Мост находится в черте одноименного города. Движение по мосту длиной 554 м началось в 1978.
Кимрский — самый длинный мост Тверской области. На участке между Калязиным и Кимрами мостов нет.
Устье впадающей в Волгу реки Кимрка и Вознесенская церковь (1813-1829) в Кимрах:
Баржа, под завязку груженая металлоломом, направляется к пролету Кимрского моста:
Наш круизный теплоход покидает Волгу: Дубна, канал имени Москвы
Около города Дубна расположена ГЭС №91, ее плотина и соответствующий шлюз. За ними — Иваньковское водохранилище, из которого можно выйти по Волге в сторону Твери, либо повернуть в канал имени Москвы, что наш теплоход и сделал, чтобы попасть в конечную точку круиза.
Уже в сумерках третьего дня мы зашли в шлюз у Дубны. Его полное название — “шлюз №1 канала имени Москвы”. На заднем плане вы видите Дубненский мост длиной 485 м:
В шлюзе, который строили в 1932-1937, уровень воды при заполнении поднимается на 11 м.
После шлюзования на одной линии с плотиной увидели в сумерках огромную статую Ленина:
Высота памятника вместе с постаментом — 37 м. Это второй по высоте памятник Ленину в мире.
Памятник №1 высотой 57 м находится у входа в Волго-Донский канал.
Статуя на канале имени Москвы изначально ставилась в комплексе с аналогичной фигурой Сталина на противоположном берегу, которую демонтировали при Хрущеве.
Речной круиз Нижний Новгород — Москва, день 4: канал имени Москвы
За ночь мы прошли шлюзы №2,3,4,5,6 канала имени Москвы. Теперь наш теплоход шел по территории Московской области.
Утро заключительного дня речного круиза из Нижнего Новгорода было пожалуй, самым красивым. Совпало много факторов — ясная и безветренная погода, гладь воды, тишина, узость канала, а значит и близость берега, позволяющая детально рассмотреть прибрежный лес.
Легкий утренний туман. Берег настолько близок, что можно рассмотреть иней на траве:
В некоторых местах (шлюзы не в счет) канал имени Москвы сужается до 80 м. Ширина нашего теплохода “Огни большого города” — 16 м. То есть, если идти посередине канала, от борта теплохода до берега всего 32 метра.
Для сравнения, на старте нашего круиза ширина Волги у Нижнего Новгорода доходила до 1,5 км. В пройденных водохранилищах расстояние между берегами порой вообще превышало 10 км.
Может быть, я выскажу крамольную точку зрения, но мне участок маршрута круиза по каналу имени Москвы с точки зрения любования природой понравился больше, чем волжский отрезок.
Вокруг рано утром никого. Только мы, да рыбаки на берегу:
Плавное движение по каналу, которым я готов любоваться часами:
Тем утром мы окончательно поняли, что речные круизы — наша любовь:
Круиз Нижний Новгород — Москва настолько нас воодушевил, что мы уже запланировали очередной, на этот раз из Санкт Петербурга, и снова с компанией “Созвездие” (“Инфофлот”)¹, создавшей нам на эти 4 дня прекрасное настроение.
Интересные места на канале в Московской области
Здесь остановлюсь на том, что, помимо очаровательной природы, я отметил при прохождении канала…
Причал в месте, где канал имени Москвы пересекает река Уча:
Здесь же, на противоположном берегу канала — Успенская церковь в деревне Витенево:
Координаты Успенской церкви: 56.045883, 37.670696
Также рядом со слиянием с Учей меня заинтриговала пристань “Солнечная поляна” внутри леса:
Канал активно используется частными судовладельцами, для своей техники они ставят кое-где на берегу такие ангары-времянки:
Постройка у заградительных ворот №114:
Ворота обеспечивают возможность перекрытия и осушения канала для его обслуживания.
Координаты заградительных ворот №114: 56.011578, 37.622071
Через 4 км после ворот увидели пристань села Троицкое на Клязьминском водохранилище:
Координаты пристани Троицкое: 55.987822, 37.577565
Рядом с пристанью Троицкое — шикарная одноименная база отдыха. Бросается в глаза разница благосостояния Московской и остальных областей на маршруте круиза из Нижнего Новгорода:
Кстати, познакомиться с участком канала Москвы от столицы до шлюза №6, пройти шлюз, а также сходить на экскурсию в музей канала в поселке Деденево можно и без полноценного круиза. Раз в месяц проводятся 10-часовые прогулки на теплоходе с такой программой³.
Долгопрудный
Далее, пройдя под мостом Дмитровского шоссе, мы вышли из Клязьминского водохранилища. За мостом начинается город Долгопрудный:
Мост строили в 1975-1990.
Второй мост в Долгопрудном — железнодорожный. Слева от моста — Хлебниковский затон, в котором стоят десятки яхт и катеров:
В кадр попало только устье затона. В России я такое скопление яхт увидел впервые.
Мост тоже называют Хлебниковским. Хлебниково — название железнодорожной станции в 800 м справа от моста.
Мост построили в 1934-1936, синхронно с каналом имени Москвы.
В Долгопрудном канал имени Москвы проходит всего в 3-4 км от аэропорта Шереметьево, так что самолеты пролетали над нами часто и довольно низко.
Кадр сделан без использования телеобъектива:
При желании можно рассмотреть даже бортовой номер. На этом фото самолет с номером 73165. Несложно нагуглить, что это Airbus А321, эксплуатирующийся Аэрофлотом под именем “Сергей Михалков”.
Часовня Новомучеников у впадения Клязьмы в канал имени Москвы:
Завершение круиза из Нижнего Новгорода: Москва, Северный речной вокзал
После Долгопрудного я прервался на завтрак и подготовку к высадке. Съемки возобновил уже в Москве, в Химкинском водохранилище, практически у точки назначения нашего круиза. Мое внимание привлекли экраноплан “Орленок” и подводная лодка Б-396:
Оба объекта — экспонаты расположенного тут музея ВМФ. Внутрь подлодки можно попасть, купив билет в музее.
Экраноплан “Орленок” — гибрид боевого корабля и самолета. Подробней об этом виде техники можно почитать в моей статье об огромном экраноплане “Лунь”, который мы посетили в Дагестане за полгода до круиза.
Координаты музея ВМФ: 55.852255, 37.456075
На другом берегу канала расположен Северный речной вокзал Москвы, где нам предстояло закончить круиз. У вокзала уже пришвартовался круизный теплоход “Леонид Красин”¹:
Следующим за “Красиным” стоял круизный теплоход класса премиум “Нижний Новгород”¹:
Вот такой каламбур у нас вышел — начали речной круиз у Нижнего Новгорода, и у “Нижнего Новгорода” закончили.)
После высадки уделили время Северному речному вокзалу. Уж очень он красив, почти как Морской вокзал в Сочи.
Звезда на шпиле огромная, почти 5-метровая. Это больше, чем Кремлевские звезды. Высота шпиля 27 метров.
Интересно, что звезду сделали в Нижнем Новгороде (в тот момент Горький). Она украшена уральскими самоцветами. А мы как раз уральцы, прибывшие на Северный речной вокзал из Нижнего Новгорода).
Вокзал построили в 1935-1937 синхронно с каналом имени Москвы.
Считается, что ряд архитектурных решений речного вокзала в Москве затем использовали при проектировании речного вокзала в Нижнем Новгороде, с которого мы начали круиз.
Куранты с 4-сторонним циферблатом для вокзала сняли с Воскресенского собора в Волоколамске. Они изготовлены в 19 веке:
Увидеть достопримечательности вокруг Химкинского водохранилища с воды можно на недорогой часовой экскурсии на теплоходе³.
Колонны входа в Северный речной вокзал украшены медальонами диаметром 1,5 метра с разными изображениями, по 12 штук с каждой стороны:
Пример одного из медальонов:
По бокам здания вокзала за галереями поставили по тематическому фонтану — один “Полярный”, другой “Черноморский”. На фото — “Черноморский” фонтан со скульптурами дельфинов:
За зданием находится парк Северного речного вокзала и парк Дружбы. Парки интересные, ухоженные. Есть фонтаны, скульптуры, пруд.
Фонтан “Южная чаша” в парке Северного речного вокзала:
Интересен Северный речной вокзал и внутри. Жаль, что мы не осмотрели его полноценно, так как были там с чемоданами. Есть повод вернуться!
Познакомиться с Северным речным вокзалом и его историей можно на недорогой экскурсии “Дворец и порт пяти морей”³, о ней отличные отзывы.
В следующей статье я рассказываю о прогулке по главной пешеходной улице в стартовой точке этого круиза — Нижнем Новгороде.
А вот мой отзыв о теплоходе Александр Суворов, на котором мы ходили в наш первый речной круиз.
Прибыв в Москву, мы отправились на прогулку по Москве-реке на яхте Рэдиссон.
Реклама: (1) ООО «Круиз.онлайн» ИНН 6315008371, (2) ООО «Яндекс Вертикали» ИНН 7736207543, (3) ООО «Спутник» ИНН 7814547081
Интересно, жду продолжения, особенно про Углич — давно мечтаю там побывать!
Спасибо за мотивацию) Продолжаю, про Углич написать планы конечно есть, но сначала надо закончить цикл про Нижний Новгород, Городец и Ярославль.